Похищение в Европу
В Выборге открылся XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу»
С постера фестиваля в этом году щурится Василий Шукшин — по его рассказам снят фильм Сергея Никоненко «Охота жить», открывший конкурс зрительских симпатий «Выборгский счет» и действительно максимально приближенный к массовому зрителю. Среди картин, не только потакающих публике, но и пытающихся донести до нее какую-то мысль, в выборгском конкурсе игрового кино «Осенние премьеры» больше половины составляют разной привлекательности дебюты.
Не все дебютанты способны адекватно и самокритично оценить соотношение между чисто развлекательной и умственной деятельностью в своих произведениях. Взять, например, условно-романтическую примерно комедию Ильи Северова «Развод по собственному желанию». Создатели картины, в основном в лице продюсера Эдуарда Пичугина, нынешнего директора «Ленфильма», идеологически пристраиваются к школе «Ленфильма», где в свое время была снята (кстати, тем же оператором Сергеем Астаховым) классика мелодраматического жанра «Влюблен по собственному желанию». Но по просмотре картины очевидно, что правильней и логичней было бы «Разводу» вписаться в беззаботную и не обремененную художественными амбициями компанию одноразовых «телемувиков» выходного дня, способных доставить бесхитростную радость — хотя бы от встречи с прекрасными актерами Константином Юшкевичем и Натальей Сурковой, которые играют поссорившихся супругов, неумолимо весь фильм приближающихся к финальному примирению на пороге суда, где в прологе фильма они пытаются развестись с трагическими лицами.
Сентиментальный пафос авторы пытаются разбавить сатирическими элементами и как-то укоренить семейный конфликт в социальном неравенстве: она — хозяйка сети книжных магазинов, он — велосипедный тренер, между тем как их сын нечаянно купил на Гостинке диплом юрфака вместо медицинского, чем дополнительно огорчил родителей. Мелькают в одном из эпизодов и плохо говорящие по-русски азиатские понаехавшие, которых герой вместе с залежами пластмассовых тапок с удивлением обнаруживает в своей холостяцкой квартире, давно сданной в аренду предприимчивой супругой. Однако в полный рост гастарбайтерская тема раскрывается в двух других фильмах игрового конкурса — прежде всего, в «Норвеге» Алены Званцовой, чьи «Московские сумерки» два года назад заняли первое место по «Выборгскому счету». «Норвег» тоже обладает всеми данными для широкой популярности и кассового успеха. Вряд ли тут помешает (возможно, наоборот, поможет) некая провокативность взгляда на взаимоотношения Европы и России, позволяющая при желании трактовать как антиевропейскую и патриотичную эту картину о менеджере турфирмы (Евгений Миронов), которому троюродный брат (Андрей Мерзликин) временно передоверяет темный клининговый бизнес, эксплуатирующий труд азиатских нелегалок. Тем самым герой приобретает комплекс сопутствующих проблем в виде фашиствующих гопников и быкующих заказчиков, а также «крышу» в лице православного участкового ковбоя (Дмитрий Марьянов), живущего по сложному и парадоксальному индивидуальному кодексу понятий, который нередко образуется в русской голове. Прекраснодушную цивилизованную Европу, мечтающую похитить носителя знаменитой русской духовности, представляет найденная по интернету норвежская невеста героя (Северия Янушаускайте с трогательно выбеленными ресницами), участница протестных акций по распиливанию скульптуры андерсоновской Русалки против мифической «эксплуатации женского начала». Между тем на другом, жестоком, полюсе фильма располагается самая настоящая эксплуатация бесправных «заргулек», как их называет циничный и коррумпированный, но в общем-то неплохой мент, постепенно заражающийся от интеллигентного героя тем же сочувствием к освобожденным женщинам Востока, которое когда-то испытывал к аналогичным «гюльчатаям» товарищ Сухов — ему в юмористическом финальном титре посвящается «Норвег».
Для тех, кому «Норвег» покажется чересчур пророссийским и слишком толерантным к жестокому устройству русской жизни, выборгская программа предлагает в качестве альтернативы, на ту же болезненную тему нелегальной миграции, «Побег из Москвабада» — дебют Дарьи Полторацкой по сценарию Юсупа Разыкова. При кажущейся большей серьезности и мрачности по сравнению со смешливым «Норвегом», «Побег из Москвабада» носит более отчетливый мелодраматический характер с вытекающей из него предсказуемостью предстоящих героям душевных трансформаций. Это касается и героини Марии Машковой, сотрудницы ФМС, беременной от любимого мужа-сослуживца, погибшего при очередной зачистке гастарбайтерского притона, и героя Джавахира Закирова, который сотрудничает с органами в качестве «крота», втираясь в доверие к нелегалам, из идейных соображений — он убежден, что им нечего делать в неприветливой Москве, где каждый из них подвергается смертельной опасности. Однако основной психологический фокус тут в том, что и миграционная сотрудница все чаще вспоминает о том, что и сама она не местная, как и многие ее коллеги. Отчуждение от Москвы и патриотизм по отношению к подзабытой малой родине просыпается в ней так же закономерно, как в несостоявшемся «норвеге» Евгения Миронова — понимание того, что в Европе он не приживется, сколько бы блинных он ни открыл: таким ловким образом Выборгский кинофестиваль выруливает на немодный, но вполне шукшинский по духу лозунг «где родился, там и пригодился».