Розница прирастает квадратами
Сети показали рекордное увеличение торговых площадей
Несмотря на экономический кризис и падение потребительского спроса, прошедший 2014-й и первая половина 2015 года побили рекорд по приросту торговых площадей продуктовых ритейлеров 2008 года. Увеличивали квадратные метры при этом только крупнейшие игроки рынка, тогда как мелкие сети закрывали магазины.
Согласно данным Infoline, в прошлом году прирост торговых площадей у 130 крупнейших FMCG-сетей составил более 2 млн кв. м. Это, по подсчетам аналитиков, позволило увеличить совокупную площадь магазинов на 15%, до 15,7 млн кв. м. Для сравнения: в 2013 и 2012 годах общая площадь объектов крупнейших ритейлеров увеличивалась примерно на 1,8 млн кв. м ежегодно (см. график).
В первом полугодии 2015 года темпы прироста ускорились: суммарная торговая площадь сетей увеличилась на 1,25 млн кв. м, что примерно в полтора раза больше, чем прирост в первом полугодии 2014 года. Более 66% новых площадей пришлось на семь крупнейших игроков — наибольший вклад внесли "Магнит", X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") и ГК "Дикси" ("Дикси", "Виктория"), говорится в исследовании Infoline. Так, лидер рынка "Магнит" увеличил объем введенных площадей почти в два раза к первому полугодию 2014 года, до 337,4 тыс. кв. м. В свою очередь, Х5 за это время приросла площадью около 271,4 тыс. кв. м. Размеры "Дикси" выросли примерно на 80,5 тыс. кв. м.
Увеличивать прирост площадей крупнейшим ритейлерам позволяет снижающаяся конкуренция за торговые площади и спад инвестиционной активности региональных сетей, объясняет гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. "Последние вынуждены сокращать инвестиции, закрывать торговые объекты на фоне роста ставок по кредитам, снижения покупательской активности населения и перетока клиентов в федеральные сети",— говорит эксперт.
В пресс-службе "Ленты" отмечают, что российский рынок продовольствия в последние годы демонстрировал быстрые темпы роста и устойчивость к негативным воздействиям. "Многие достаточно крупные города и поселки еще недостаточно охвачены розничными сетями, работающими в современных форматах, поэтому снижение темпов экономического развития не повлияло на планы компании",— пояснили в "Ленте". Ранее ритейлер заявлял о планах удвоить объем площадей к концу 2016 года по сравнению с началом 2014 года. За прошлый год, по словам представителя "Ленты", сеть увеличила общую торговую площадь на 39%. В Metro Cash & Carry рассказали, что в прошлом году построили семь торговых центров и в этом году планируют открыть не меньше. "Мы придерживаемся долгосрочной стратегии развития, на которую колебания потребительского спроса влияют в меньшей степени",— говорит представитель сети Оксана Токарева.
Мелким игрокам в текущей экономической ситуации приходится сложнее, следует из данных Infoline. В первом полугодии 2015 года более 30 компаний из топ-130 сокращали свои площади. Например, сеть XL закрыла 20 магазинов общей площадью 13,6 тыс. кв. м, холдинг "Партнер" урезал около 10,3 тыс. кв. м, закрыв гипермаркет "Мосмарт макси", три супермаркета Eurospar и магазин "Подсолнух".
Обычно снижение покупательной способности (по данным Comcon, в начале года 58% россиян экономили на досуге и отдыхе, 41% — на одежде и еде) влечет падение спроса на торговые площади со стороны ритейлеров, говорят аналитики Colliers International. Региональные города при этом страдают сильнее, чем Москва и Санкт-Петербург. Тем не менее в Colliers признают, что в прошлом году на большинстве центральных улиц Москвы арендные ставки снизились на 25-30%. Директор по внешним связям "Дикси" Екатерина Куманина, впрочем, подчеркивает, что сеть наблюдает снижение арендных ставок лишь для малых и средних помещений, которые менее востребованы у ритейлеров, например в региональных торговых центрах. При этом, по ее словам, в крупных городах на магистралях с высоким трафиком сохраняется исторический дефицит помещений, пригодных для размещения магазина.