Добровольную помощь оперативникам прокурор оценил на шесть
Агенты ГУЭБиПК свои действия объяснили гражданской позицией
Как стало известно "Ъ", по шесть лет колонии общего режима запросил в прениях в Мосгорсуде прокурор для добровольных помощников главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Сергея Пирожкова и Руслана Чухлиба. Оба фигурируют в ключевом эпизоде уголовного дела об организации преступного сообщества в антикоррупционном полицейском ведомстве — о провоцировании оперативниками на получение взятки офицера ФСБ Игоря Демина. Сами обвиняемые своей вины не признают, заявляя, что помогать правоохранительным органам — их гражданская позиция.
Рассмотрение выделенного в отдельное производство дела в отношении добровольных помощников ГУЭБиПК МВД Сергея Пирожкова и Руслана Чухлиба Мосгорсуд начал в закрытом режиме 1 июля. На днях, как стало известно "Ъ", на процессе прошли прения, во время которых гособвинитель запросил для обвиняемых по шесть лет колонии общего режима.
Сергей Пирожков и Руслан Чухлиб обвиняются в пособничестве в превышении должностных полномочий (ст. 33 и ст. 286 УК РФ) и провокации взятки (ст. 304 УК РФ). По версии следствия, именно от Сергея Пирожкова к полицейским попала информация о том, что замначальника 6-й службы 9-го управления ФСБ РФ (подразделение физзащиты службы собственной безопасности) Игорь Демин якобы занимается крышеванием бизнесменов. Такие сведения агент ГУЭБиПК получил от своего приятеля Павла Глобы. Затем к операции был привлечен "залегендированный" под коммерсанта Руслан Чухлиб. Ему приобрели Lexus, дорогой костюм, напечатали визитки, снабдили деньгами и отправили на встречу с полковником Деминым — просить чекиста о "покровительстве над бизнесом". Посредником в установлении контакта выступал господин Глоба.
14 февраля 2014 года в ресторане Sisters на Покровке Руслан Чухлиб попытался передать Игорю Демину первый взнос в размере $10 тыс. и был задержан сотрудниками ФСБ. Напомним, что именно с этого эпизода и началось широкомасштабное уголовное преследование сотрудников ГУЭБиПК, в результате которого в СИЗО оказались экс-руководитель главка Денис Сугробов, его заместитель Борис Колесников и несколько их подчиненных. Помимо провокации взятки в отношении Игоря Демина им инкриминируются десятки эпизодов превышения должностных полномочий, а также организация преступного сообщества и участие в нем.
По данным "Ъ", в ходе следствия и в суде обвиняемые Пирожков и Чухлиб своей вины в инкриминируемых им деяниях так и не признали. Они настаивали на том, что никакого отношения к оформлению полицейскими оперативного эксперимента не имели. Роль того же Сергея Пирожкова в этом деле, напоминали защита и сам подсудимый, ограничилась тем, что он познакомил Павла Глобу с руководившим операцией заместителем начальника управления "Б" ГУЭБиПК Алексеем Боднаром. При этом сам агент полицейских якобы заявляет о том, что и сейчас пошел бы помогать правоохранительным органам выявлять преступления — это его гражданская позиция. Ранее в своих показаниях Сергей Пирожков заявлял, что в подобных операциях участвовал неоднократно и никогда о провокациях речь не шла. Тот же Алексей Боднар, отправляя на встречу с Игорем Деминым Руслана Чухлиба, говорил последнему: "Мы не провоцируем, возьмет — возьмет. Тут все "по чесноку". Провоцировать все равно никто не будет".
Отметим, что показания по этому делу давали практически все задействованные в нем, а сейчас находящиеся под стражей сотрудники ГУЭБиПК, включая Дениса Сугробова. Последний, по данным "Ъ", заявил, что в деле с сотрудником ФСБ Игорем Деминым все соответствовало требованиям закона. Такой же точки зрения в ходе следствия придерживался и его экс-заместитель Борис Колесников, позднее погибший в здании СКР. По версии же их защитников, вся спецоперация в Sisters была вообще спланирована не в МВД, а в ФСБ. Об этом, по мнению адвокатов, свидетельствует хотя бы тот факт, что о якобы коррумпированном сотруднике ФСБ первым заговорил бывший чекист Павел Глоба. Кроме того, на одном из судебных заседаний в Басманном суде, во время продления ареста Денису Сугробову, говорилось, что с заявлением в ФСБ господин Глоба обратился 10 января 2014 года, в то время как на прослушку телефоны полицейских и их агентов были поставлены чекистами за день до этого.
Защита Руслана Чухлиба и Сергея Пирожкова заявила "Ъ", что настаивает на невиновности своих клиентов. Более детально комментировать позицию адвокаты не стали, сославшись на данную ими подписку о неразглашении материалов дела.