«До станции «Северный полюс-2015» осталось всего 4 км»
«Капитан Драницын» приближается к российской дрейфующей станции
Ледокол «Капитан Драницын» направляется к берегам Арктики. Об этом сообщил собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» Владимир Осипов, который находится на борту. Экипаж судна должен эвакуировать российскую дрейфующую станцию. Координаторами работ выступают Министерство природы и Росгидромет. Команда дрейфующей станции «Северный полюс-2015» занимается научными исследованиями. В частности, мониторингом загрязнения Арктики. Обозреватель «Коммерсантъ FM» Владимир Осипов рассказал подробности ведущему радио новостей Алексею Корнееву.
— Где вообще вы сейчас находитесь?
— Звучать это будет немножко дико, но мы находимся в районе самой северной точки планеты, можно сказать, на Северном полюсе, до которого отсюда рукой подать, а до станции «Северный полюс-2015», к которой мы сейчас движемся, осталось всего лишь 4 км. Наш ледокол продирается по этому белому безмолвию, идет очень аккуратно, потому что нужно приставать к станции, просто ювелирно нужно работать, чтобы не расколоть ту льдину, где сейчас собираются полярники. С полярниками уже удалось увидеться, дело в том, что когда мы подошли на расстояние броска вертолета, журналистов на дрейфующую станцию «Северный полюс-2015» доставили этим самым вертолетом, и там произошло торжественное закрытие станции. Был опущен российский флаг, естественно, троекратные ура, были сказаны слова разного рода. Флаг «Коммерсантъ FM» я лично поднял над этой самой станцией. Кстати, я вижу станцию, она появилась.
— Замечательно. Как она выглядит, Владимир?
— Представьте себе эту историю: туман, абсолютное белое безмолвие, кругом льды, толщиной в метр, аккуратно, практически на цыпочках ледокол идет к этой станции, и прямо из тумана она появляется, появляются эти домики, палатки, флаги, которые развиваются. Там несколько флагов было, но российского уже нет, мы вчера его торжественно опустили. Люди стоят на краю льдины, машут ледоколу. Я думаю, что сейчас, наверное, может так случиться, я нахожусь на самой верхней палубе, и наверняка ледокол будет гудеть, предупреждая о своем присутствии здесь.
Вообще, конечно, этот уикенд я не забуду никогда. Действительно фантастика, мы в пятницу увидели первые айсберги, конечно, не такого размера, которые угробили «Титаник», но тоже весьма внушительные. А когда мы вошли в зону льдов, это была вообще фантастика. Представьте себе, в течение трех суток ледокол шел в абсолютном белом поле. Кстати, не везде удавалось прорваться, льды больше метра ледокол в экономрежиме взять не мог, поэтому приходилось сдавать назад и обходить эти ледяные поля или, что называется, брать их с наскока, разрывая на части. В общем, впечатлений невероятное количество, но сейчас придется их оставить в стороне, придется поработать, потому что сейчас станцию придется собирать, и каждые руки на счету. После этого включения нужно будет собраться и спуститься на льдину для того, чтобы помочь полярникам собрать станцию.
— Когда начнется эвакуация — где-то через сутки, наверное?
— Нет, мы уже прямо подходим к льдине, сейчас, что называется, будем «парковаться», если можно так сказать по-московски, поставим ледокол, сойдем на льдину, и прямо сейчас, я думаю, минут через 10-15 начнутся сборы.
— На вертолете их оттуда заберете?
— Нет, вертолетом забрали только часть оборудования, это произошло ночью на 10 августа, хотя здесь полярный день. За последние пять суток я ни разу не видел, чтобы стемнело, солнце бегает все время по горизонту, ни разу за этот самый горизонт не нырнуло, спать достаточно сложно, поэтому все по часам, по расписанию. И сейчас будем останавливаться, будем сходить на лед, будем собирать остатки станции. Самое ценное оборудование, конечно, уже вывезли вертолетом ночью.
— Володя, если удастся, поговори с полярниками, какие научные исследования проведены были, какова их научная ценность — это нам тоже интересно, чем они вообще занимались на этой дрейфующей станции.
— Три дня по льдам, поэтому возможность поговорить с полярниками у меня будет точно.
— И задать очень умные вопросы по поводу целей этой экспедиции, потому что то, что они дрейфуют --это понятно, то, что это надо всем, необходимо — это тоже понятно, но все же хотелось бы какую-то конкретику — ради чего они дрейфуют на этой станции и рискуют своей жизнью.
— Хорошо, 11 августа один из полярников, думаю, будет со мной на верхней палубе ледокола и сам обо всем расскажет.
— Последний вопрос: как погода?
— Погода — туман. Ветра нет.