Автоконцерны не выдерживают курс
На рынке вновь ждут роста цен на машины
В июле две корейские модели Kia New Rio и Hyundai Solaris по продажам обогнали самую популярную из моделей АвтоВАЗа Lada Granta. Но уже осенью ситуация может измениться: как стало известно "Ъ", корейские бренды на фоне падения рубля думают о повышении цен (АвтоВАЗ уже поднял цены с августа на 4%). На рынке считают, что осенний рост цен по всем брендам неизбежен.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле самая популярная модель АвтоВАЗа Lada Granta опять уступила первенство на рынке корейским бюджетным моделям Hyundai Solaris и Kia New Rio (см. инфографику). До сих пор Granta не опускалась на третье место, хотя в мае ее обгоняла Hyundai Solaris. В итоге в июле Hyundai и Kia увеличили рыночные доли на 1,3 п. п. и 1,7 п. п. соответственно, до 9,3% и 10,2%, а их совместная доля на рынке новых легковых автомобилей и LCV составила 19,5%. АвтоВАЗ нарастил свою долю на 0,5 п. п., до 16%.
В целом в июле российский авторынок, по данным АЕБ, упал на 27,5%, до 131,1 тыс. машин (подробнее см. "Онлайн"). Реализация Kia и Hyundai снизилась на 13%, до 13,4 тыс. машин, и на 15%, до 12,3 тыс. машин, соответственно, продажи Lada — на 25%, до 20,9 тыс. машин. В июне темпы падения рынка были сильнее — на 30%, до 140,5 тыс. автомобилей, но, как говорят собеседники "Ъ" в отрасли, с весны статистика темпов падения продаж не совсем показательна. Спад на рынке шел и в прошлом году, и сейчас за счет эффекта низкой базы создается иллюзия замедления темпов падения. В отрасли уверяют, что июльские продажи значительно хуже июньских. Темпы падения выше рынка показывали, например, Renault (на 35%, до 9,9 тыс. машин) и Nissan (43%, до 5,2 тыс.).
Гендиректор ГК "Темп-Авто" (дилер Lada, УАЗ, Ford, Kia) Дмитрий Агасаров считает, что снижение продаж Lada связано с ожиданием новых Vesta и X-Ray. Президент "Фаворит Моторс" (в частности, крупнейший дилер Kia) Владимир Попов добавляет, что у АвтоВАЗа самая чувствительная аудитория, и соглашается, что "потребители ждут новых моделей". Спад спроса на бренды альянса Renault-Nissan дилеры объясняют в основном снижением покупательской способности клиентов.
Исполнительный директор холдинга "Волга-Раст" (дилер Volkswagen, Renault, Suzuki, Honda) Дмитрий Климов отмечает, что покупателей со сбережениями интересуют машины в среднем ценовом сегменте — например, Skoda или Volkswagen (впрочем, продажи этих брендов в июле также падали ниже рынка — на 40,8%, до 4,2 тыс., и на 34,1%, до 5,9 тыс. машин, соответственно).
Как считают собеседники "Ъ" на рынке, преимуществом корейских брендов Kia и Hyundai продолжает оставаться цена на модели, которую они не меняли с февраля. Но, рассказывают дилеры марок, на фоне очередного падения курса рубля производители все же готовятся к повышению. По словам коммерческого директора ГК "Автомир" (дилер Kia, Renault, Nissan, Chevrolet, Ford и др.) Виталия Грошенкова, Hyundai увеличит стоимость моделей на 5-10 тыс. руб. с конца августа — начала сентября. Владимир Попов "с высокой степенью уверенности" предполагает, что и Kia собирается поднять цены: "Все зависит от того, куда будет двигаться курс рубля в ближайшее время, вполне вероятно, что рост может быть существенным". В Hyundai подтвердили повышение цен в ближайшее время, но не уточнили на сколько, с Kia связаться не удалось. АвтоВАЗ уже объявлял о росте цен с августа на 4% на Lada Granta, Lada Kalina (кроме моделей Cross) и Lada 4x4.
В отрасли ожидают ближе к осени увеличения цен по всем брендам. По данным "Ъ", дилеры уже предупреждали о возможном повышении цен на Ford (на 4-8%), источники "Ъ" предполагают, что из-за высокого курса евро "близки к повышению" немецкие бренды. Ряд собеседников "Ъ" ожидает небольшого улучшения продаж в августе — по старым ценам. Источник "Ъ" в автопроме замечает, что пока, несмотря на курс, многие концерны продают машины в убыток и не повышают цены, боясь потерять свою долю рынка. В каждом сегменте выжидают, кто первым решится поднять цены, чтобы последовать за ним, но остаться конкурентоспособным на его фоне, заключает он. Старший партнер EURussia Partners Иван Бончев считает, что если по корейским брендам повышение составит около 10 тыс. руб., то это вряд ли скажется на спросе. Но не исключено, что рост цен будет постепенным (этой зимой Kia в несколько шагов подняла цены в сумме на 15%).