«Каустик» сдал башню
Химическое предприятие через суд вынудило мэрию принять на баланс объекты ЖКХ
Арбитраж отказал мэрии Волгограда в приостановлении исполнительного производства по иску ОАО «Каустик» и подтвердил обязанность муниципалитета принять на свой баланс объекты коммунального хозяйства на территории поселка Южный. Горадминистрация пыталась оспорить это решение, включая обязательство приведения объектов в надлежащее техническое состояние, но проиграла во всех инстанциях.
Арбитражный суд Волгоградской области отклонил заявление администрации Волгограда о приостановлении исполнения решения, обязывающего мэрию в срок до 17 августа принять на свой баланс ряд объектов коммунально-бытового назначения, расположенных в поселке Южный в Красноармейском районе облцентра. Речь идет о двух ЛЭП напряжением 110 кВ, магистральном водоотводе, напорной канализации, внеплощадных сетях воды и канализации, нескольких насосных станциях, станции дохлорирования, а также резервуарах питьевой воды и напорной башне. В июле 2014 года одно из крупнейших российских предприятий химической индустрии ОАО «Каустик» (выручка за 2014 год 11,7 млрд рублей, вместе со смежными и аффилироваными производствами как минимум вдвое больше. — „Ъ“) подал иск с требованием признать незаконными действия администрации Волгограда, уклоняющейся от принятия этого имущества на муниципальный баланс.
Областное ВПО «Каустик» было преобразовано в ОАО «Каустик» в сентябре 1992 года. В перечень объектов, не подлежащих приватизации, вошли дворец культуры «Химик», санаторий-профилакторий, детские комбинаты, объекты жилищно-коммунального обслуживания — они согласно постановлению Правительства № 235 от марта 1995 года были переданы в муниципальную собственность. В декабре 2012 года ОАО «Каустик» обратилось в мэрию с заявлением о принятии объектов коммунальной инфраструктуры, которые не используются предприятием, а фактически обслуживают комплекс, который много лет находится в городской собственности. Администрация запросила схему расположения объектов и техническую документацию — следует из материалов Арбитражного суда Волгоградской области. «Каустик» передал все необходимые документы, однако в августе 2013 года горвласти отказались принимать объекты, указав на то, что те находятся в ненадлежащем техническом состоянии, и готовы вернуться к вопросу после приведения их в хорошее состояние. В апреле 2014 года «Каустик» вновь обратился с требованием к администрации принять спорные объекты, при этом требование мэрии о ремонте и реконструкции объектов выполнено не было. Однако администрация вновь ответила отказом по тем же основаниям. ОАО «Каустик» обратилось в суд, который установил, что согласно ФЗ № 178 в таких случаях прямо устанавливается указание администрации принимать объекты в муниципальную собственность. «Общество содержит объекты коммунальной инфраструктуры и, соответственно, вынуждено выполнять функции, не соответствующие уставной деятельности общества», — говорится в определении суда от 12 ноября 2014 года.
Бывший мэр Волгограда Роман Гребенников считает, что сам факт решения вопроса через суд свидетельствует о слабости городских управленцев. «Понятно, что ни одна администрация не хочет брать имущество без ремонта, но дело в том, что сильная власть способна если не полностью настоять на своем, то найти какой-то компромисс, — рассуждает господин Гребенников, — с промышленниками нужно выстраивать серьезные отношения, а сейчас собственники просто не воспринимают горвласть всерьез».
Партнер адвокатского бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко называет подобную судебную практику широко распространенной, причем споры возникают также по социально значимым объектам предприятий-банкротов, не проданным в ходе торгов. «Местные администрации традиционно не хотят принимать проблемные объекты, более того, стараются максимально отсрочить их получение, а значит и содержание за счет бюджета», — пояснил господин Бабенко.
Мэрия пыталась оспорить это решение, однако его оставили неизменным и Двенадцатый апелляционный суд, и кассационная инстанция — Арбитражный суд Поволжского округа — в феврале и июне этого года соответственно. После этого горадминистрация пыталась приостановить исполнительное производство, которое ведет межрегиональный отдел по особым производствам УФССП по Волгоградской области. Администрация также обратилась в суд первой инстанции с заявлением, в котором просит разъяснить порядок принятия объектов по ранее принятому решению. Пятого августа Арбитражный суд Волгоградской области отказал мэрии, однако у заявителя есть месяц на то, чтобы оспорить это решение.
В администрации Волгограда воздержались от комментариев.