Зерну подали вагон
ФАС оценит уровень конкуренции при его поставках в южные порты
Компания «Технотранс» пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на доминирующее положение «Русагротранса» при перевозке зерна в порты Новороссийска и Туапсе. Свои услуги для экспортеров «Технотранс» при этом оценил на 25% дешевле. Конкуренция среди железнодорожных операторов за перевозку зерна обострилась на фоне почти двукратного сокращения объемов его экспорта.
В распоряжении „Ъ“ оказалось обращение железнодорожного оператора «Технотранс» (третий по величине в России, у которого 2,5 тыс. зерновозов) на имя главы ФАС Игоря Артемьева. В нем компания просит разобраться в ситуации с перевозками зерна в направлении глубоководных южных портов. Как следует из письма, «устойчивое доминирующее положение» на этом рынке сейчас у «Русагротранса», который из-за отсутствия конкуренции оказывает «ключевое влияние на формирование ценообразования на услуги по перевозке сельскохозяйственных грузов в вагонах-зерновозах и определяет стоимость перевозок, на которую ориентируются все заинтересованные лица».
В том, что другие игроки не могут зайти на рынок, «Технотранс» усмотрел признаки сговора между «Русагротрансом» и портами в Туапсе и Новороссийске. В частности, отмечается в письме в ФАС, новороссийский порт создал «Русагротрансу» преференции, отказываясь одобрять другим операторам заявку ГУ-12 (в ней указывается отправитель, получатель, тип груза, график отгрузки, объем груза и др.). Один из крупных экспортеров подтверждает, что в южные порты сейчас не могут попасть вагоны никаких других операторов, кроме «Русагротранса». В Новороссийском морском торговом порту не смогли пояснить причины отказов по заявкам других перевозчиков.
Источник в «Русагротрансе» говорит, что порты отдают предпочтение компании из-за того, что ее технология маршрутизации позволяет обрабатывать в пиковый сезон очень большие объемы зерна — до 3–4 млн т. Впрочем, отмечает собеседник „Ъ“, такие же возможности по обработке зерна есть и у других перевозчиков. В пресс-службе ФАС подтвердили наличие письма, отметив, что начали проводить расследование по изложенным в нем фактам.
В «Технотрансе» утверждают, что экспортеры сейчас вынуждены оплачивать завышенные ставки на услуги по перевозке грузов в направлении портов «Новороссийск» и «Туапсе»: маржа «Русагротранса» при отправке зерна из Краснодарского края до порта Новороссийска составляет порядка 600 руб. на тонну. «Технотранс», говорит его представитель, готов организовать указанные перевозки на 25% дешевле.
Директор компании «Совэкон» Андрей Сизов предполагает, что появление конкуренции на портовом направлении положительно скажется на доходах сельхозпроизводителя, которые напрямую зависят от логистических и инфраструктурных затрат. По подсчетам «Infoline-Аналитики», при перевозках на расстояние около 1 тыс. км затраты на услуги железнодорожных операторов не превышают 10% стоимости общих логистических затрат (погрузка на элеваторе, груженый и порожний пробег, перевалка в порту) и 3% стоимости зерна в Новороссийске. На дальних расстояниях — до 5 тыс. км — доля таких затрат вырастает соответственно до 12–14% и 7–8%. В «Infoline-Аналитике» уверены, что с приходом «Технотранса» экономия логистических затрат для грузоотправителей на вагонной перевозке может составить от 1% до 2,5% за счет более низкой стоимости предоставления составов. В то же время, считают в компании, экономия для отправителя за счет маршрутизации перевозок и предоставляемой «Русагротрансом» сквозной услуги «перевозка плюс портовая перевалка» существенно больше экономии на более низкой стоимости предоставления вагона.
В прошлом сельскохозяйственном году объем экспорта зерна из России составил 31,7 млн т, из которых 65% отправлялись через глубоководные южные порты. В этом сезоне общий экспорт зерна на начало августа составил 1,6 млн т — на 43% меньше, чем было в аналогичном периоде прошлого года (2,8 млн т). Снижение экспорта объясняется в том числе введенной с 1 июля пошлиной на пшеницу (50% таможенной стоимости минус 5,5 тыс. руб., но не менее 50 руб. за тонну).