Еда подорожала из-за российских контрсанкций
Это признали правительственные эксперты
Продовольственное эмбарго, введенное Россией в 2014 году и недавно продленное еще на год, поставило в уязвимое положение лишь отдельных зарубежных производителей, но внесло существенный вклад в рост цен на еду в стране и ударило по конкуренции, говорится в бюллетене Аналитического центра при правительстве РФ.
Российские контрсанкции, введенные в августе 2014 года, привели к существенному росту цен на внутреннем рынке, усилившемуся впоследствии в связи с девальвацией рубля, говорится в бюллетене «Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли» Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ).
К маю текущего года продовольственная инфляция достигла 28,7% по отношению к ценам декабря 2013 года. Основной рост пришелся на ноябрь 2014 года — февраль 2015 года, говорится в бюллетене. «Именно в этот период вклад падения курса рубля к основным мировым валютам был максимальным и обеспечил до одной пятой фактической продовольственной инфляции»,— следует из документа. Остальные почти 20 п. п. роста цен обусловлены ежегодной инфляцией, а также «соответствующим поведением производителей и хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью, в условиях ограничения импортных поставок на российский рынок».
Как говорится в бюллетене, потребительские цены на все ключевые социально значимые товары росли за год двузначными величинами. В мае нынешнего года средние потребительские цены на говядину выросли на 23% к маю 2014 года, на свинину — на 22%, сыр — на 20%, замороженную неразделанную рыбу — на 38%, морковь — на 39%, яблоки — на 37%, крупы и бобы — на 49,2%. Товары, которые не подпали под эмбарго, также подорожали: цена на сахар выросла на 52,2%, на подсолнечное масло — на 23,7%, на макаронные изделия — на 21,6%.
От действий правительства РФ пострадали лишь отдельные производители сыра, овощей и фруктов, а также рыбы из Польши, Швеции и Норвегии, оценивает АЦ. В то же время контрсанкции дали шанс отечественным производителям провести импортозамещение, но годового эмбарго для этого недостаточно: бизнесу нужно дополнительное время для окупаемости инвестпроектов. Кроме того, рост процентных ставок ограничил возможности по привлечению кредита. На текущий момент отечественный бизнес нарастил производство «лишь по нескольким категориям и смог частично заместить запрещенную импортную продукцию».
«С точки зрения конкурентной политики введение внешнеторговых барьеров, безусловно, крайне негативно сказывается на конкуренции — как ценовой, так и неценовой. Результатом ограничения конкуренции с импортной продукцией явился не только рост цен, но и снижение качества продукции. Без обеспечения внутренней конкуренции оба эти эффекта в долгосрочной перспективе будут только усугубляться»,— говорится в бюллетене Аналитического центра при правительстве РФ.
Доктор экономических наук, академик Россельхозакадемии Эльмира Крылатых в эфире “Ъ FM”: «Конечно, по многим или некоторым видам продукции потребуется несколько лет, чтобы достичь этой цели эффективного импортозамещения. Нам обязательно надо сочетать эти два слова "эффективное импортозамещение". Механизм есть, но мы же прекрасно знаем по опыту нашей жизни, можно разработать, как идти, а реальная жизнь складывается так, что идем или другим путем, или побочным путем».
Коммерческий директор компании AGCO Finance Евгений Асташкин в эфире “Ъ FM”: «Наиболее острый дефицит ощущается не в сфере продуктов сельского хозяйства как таковых первичных продуктов, а в сфере продуктов переработки, то есть это различное мясо, сыры. Здесь имеет смысл направить усилия не только на увеличение количества производимого первичного продукта, но и на переработку».
Как подорожал «борщевой набор»
С декабря прошлого года инфляция составила менее 10%, но цены на плодоовощную продукцию росли намного быстрее. Стоимость моркови выросла почти в два раза, лука — на треть, картофеля — на четверть. Эксперты объясняют это увеличением импорта и ростом затрат аграриев, но прогнозируют к осени снижение цен на 20–30% в связи со сбором российского урожая. Пока заметно подешевели лишь огурцы и помидоры. Читайте подробнее
Цены на картошку и гречку растут слишком быстро
В июне Минтруд опубликовал проект повышения прожиточного минимума по итогам первого квартала текущего года. Рост стоимости продуктов привел к увеличению на 17,3% прожиточного минимума на душу населения. Теперь это 9662 руб. Существеннее всего подорожали овощи: капуста — на 93,8%, картофель — на 36,3%. Гречка и рис увеличили ценники на треть. Читайте подробнее
Как россиян защищают от еды
Запретив ввоз качественных зарубежных продуктов, российские власти принялись за некачественные отечественные. Со слабоалкогольными энергетиками только что расправились. Давно уже присматриваются к фастфуду, чипсам и газировке, однако следующей жертвой, похоже, станет другой "вредный" продукт — пальмовое масло. Читайте подробнее