Россия и НАТО повышают вероятность противника
Аналитики увидели в учениях угрозу реального военного столкновения в Европе
Военные учения, которые Россия и НАТО проводят вблизи границ друг друга, делают вероятность вооруженного конфликта между сторонами все более высокой. К такому выводу пришли эксперты исследовательского центра European Leadership Network, проанализировавшие два значимых за последнее время эпизода — проверку боеготовности вооруженных сил РФ в марте и натовские учения "Союзнический щит" в Восточной Европе в июне. Заключив, что "каждое из учений рассматривается другой стороной как провокация и подпитывает недоверие" между Москвой и альянсом, аналитики призвали страны укрепить двусторонние каналы связи — во избежание открытых конфликтов.
Доклад авторитетного аналитического центра European Leadership Network (ELN) вышел под красноречивым названием: "Готовясь к худшему: делают ли военные учения России и НАТО более вероятной войну в Европе?". Исследование содержит подробные карты и анализ недавних учений, проводимых Россией и НАТО вблизи совместных границ. Речь о проверке боеготовности вооруженных сил РФ с 16 по 21 марта, когда ключевой акцент был сделан на отработке маневров в Арктике, и раунд учений Allied Shield ("Союзнический щит") Североатлантического альянса, которые с 8 по 19 июня проводились на территории Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. Участие в российских маневрах приняли 80 тыс. человек, в натовских — 15 тыс.
Как заключают эксперты ELN, при выборе театра учений как Россия, так и НАТО делают акцент на наиболее уязвимых, с их точки зрения, регионах. Альянс концентрируется на странах Балтии и Польше, Россия — на Арктике, северных регионах, Калининграде, Крыме, а также на территориях, граничащих с государствами--членами НАТО. В ходе учений стороны, по мнению экспертов, "изучали потенциальные возможности друг друга и мысленно рассматривали планы ведения военных действий". "Официальные представители (РФ и НАТО.— "Ъ") могут утверждать, что учения нацелены на гипотетических противников, однако их природа и масштаб говорят об обратном,— предупреждают в ELN.— Россия готовится к конфликту с НАТО, а НАТО готовится к конфликту с Россией". В пользу этого свидетельствует, по мнению экспертов, и то, что учения имеют сходные характеристики, в числе которых быстрая мобилизация, передислокация сил на большие расстояния, поддержка наземных сил морскими и воздушными.
Вместе с тем авторы доклада указывают и на существенные различия между российскими и натовским маневрами: "Хотя те российские учения, которые стали объектом нашего анализа, опираются скорее на элитные подразделения, то есть воздушно-десантные войска, возможность мобилизовать тысячи призывников, которая есть у российских вооруженных сил, превращает масштаб учений в такой, которому преимущественно профессиональные вооруженные силы НАТО не могут соответствовать".
Ключевая же разница — в числе проводимых каждой из сторон учений. Признав, что в 2015 году маневры альянса проходят в интенсивном режиме (всего их запланировано 270, из которых половина нацелена на обеспечение защиты восточноевропейских государств--членов НАТО), авторы доклада указывают: российское Министерство обороны объявило о намерении провести за аналогичный период 4 тыс. учений. "Это несопоставимо с показателями НАТО",— говорится в докладе.
В руководстве Североатлантического альянса приветствовали доклад ELN, также назвав масштабы учений России и НАТО несопоставимыми. "У российской стороны их запланировано в десять раз больше, чем у НАТО. Кроме того, Россия включила в программу своих учений ядерные и способные использовать ядерное оружие средства",— прокомментировала содержащиеся в докладе выводы заместитель официального представителя альянса Кармен Ромеро. В НАТО, по ее словам, не стремятся к конфронтации с Россией. "Однако Россия изменила границы с помощью силы, по-прежнему поддерживает сепаратистов на Украине и угрожает размещением ядерных ракет близ границ альянса",— сказала Кармен Ромеро, добавив, что НАТО должно увеличивать военное присутствие на Востоке (то есть на территории восточноевропейских государств--членов альянса) "для того, чтобы повысить коллективную оборону".
Постпред РФ при НАТО Александр Грушко же недавно предупреждал, что Россия будет реагировать на любую угрозу вблизи своих границ. "Мы видим, что НАТО пытается обеспечивать свою безопасность путем проекции силы на Россию,— сказал он.— Мы будем принимать во внимание появление новых потенциалов вдоль наших рубежей и принимать все меры, чтобы парировать любую угрозу, связанную с их размещением". При этом он заверил, что Россия готова к возобновлению диалога с НАТО, если альянс будет сам готов к этому.
Эксперты из ELN адресуют РФ и НАТО несколько рекомендаций. Они призывают стороны, во-первых, наладить своевременный обмен информацией в части планирования маневров. Во-вторых, по максимуму задействовать для контактов каналы ОБСЕ и существующий набор мер укрепления доверия, в том числе Венский документ (регламентирует предотвращение опасной военной деятельности во время плановых учений). В-третьих, начать работу над новым договором, который бы оговаривал территориальные ограничения на развертывание определенных категорий вооружений. "Если одна из сторон захочет снизить напряженность и продемонстрировать сдержанность в плане масштаба и сценариев учений, это могло бы стать хорошим началом",— резюмируют в ELN.