Москвичей попросили присмотреть за парковкой
Мэрия представила мобильное приложение для жалоб на нарушение правил
Столичные чиновники вчера представили приложение для смартфонов "Помощник Москвы", которое позволяет жаловаться на неправильно припаркованные или с закрытыми номерными знаками автомобили. Жалобы принимаются анонимно, наиболее активных пользователей обещают премировать билетами в театры и музеи. Эксперты не исключают конфликтных ситуаций на улицах и расходятся во мнениях, способны ли граждане отчасти заменить властям парковочную инспекцию.
"Помощника Москвы" вчера представил столичный вице-мэр Максим Ликсутов. Чиновник заверил, что с помощью нового приложения горожане смогут "выявить и даже устранить нарушение Правил дорожного движения", не дожидаясь приезда парковочных инспекторов и полиции. Функционал приложения (заработает в конце августа) обещано вводить поэтапно. Сначала пользователи смогут пожаловаться на автомобили с закрытыми номерами, оставленные на платных парковках, в октябре станут доступны жалобы на стоянку под запрещающим знаком, а "в перспективе" — на автомобили, припаркованные на газонах, тротуарах и пешеходных переходах. Приложение работает так: на камеру смартфона нужно снять номерной знак нарушителя (распознается автоматически), сделать три снимка машины с разных ракурсов и снять десятисекундный панорамный видеоролик. После проверки данных на сервере мэрии нарушителю выпишут штраф (например, 2,5 тыс. руб. за неоплаченную парковку).
В столичном департаменте транспорта подчеркивают, что снимки нарушителей можно делать только с помощью самого приложения, что исключает возможность ретуши и подделки изображений на компьютере. Жалобы принимаются анонимно, но пользователя все равно могут вызвать в суд в случае разбирательства по данному вопросу. В приложении будет действовать рейтинг активности: в презентационных материалах мэрии говорится о статусах "Три раза одну машину", "Ночной охотник", "Сам себе режиссер" и "Помощник Василий пятого уровня". Самых активных обещают премировать билетами в театры и музеи, проездными на общественный транспорт и бесплатными часами пользования городскими парковками.
Отметим, что аналогичные сервисы ("Народный инспектор" и Spot) функционируют в Казани и Санкт-Петербурге. У них нет функций автоматического распознавания номерных знаков и бонусов, но жаловаться на парковку на газонах в них можно и сейчас. При этом "Помощник Москвы" заработает лишь на сравнительно мощных смартфонах с пятимегапиксельной камерой.
В столичной мэрии всерьез надеются, что граждане будут проверять автомобили на городской парковке и на предмет ее своевременной оплаты — в презентационных материалах пошагово описывается, как это сделать. Но лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин сомневается, что "Помощник Москвы" способен отчасти заменить властям парковочную инспекцию (сейчас в ее штате находятся 200 пеших инспекторов). "Одно дело — грубые нарушения вроде машин на газоне, другое — стоит себе автомобиль и стоит. Никакой реакции чиновники не дождутся, у нас менталитет не тот",— отмечает он. "Какая мне разница, заплатил человек за парковку или нет",— недоумевает и координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов, который не исключает, что приложение вводится "для неофициального расширения штата парковочных инспекторов". На этот вывод эксперта натолкнул тот факт, что возможность жаловаться на "быдлопаркинг на газонах" (как в сервисе Spot) в "Помощнике Москвы" появится "в неопределенной перспективе", а пока можно лишь "стучать на соседей, не оплативших парковку". Лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев не исключает конфликтных ситуаций на дорогах, но надеется на рост популярности приложения "после получения пользователями первых билетов и прочих бонусов". "Только общественность, а вовсе не инспекторы способна привить гражданам уважение к ПДД и пренебрежение к нарушителям",— считает он.