«Ситуация действительно очень серьезная»
Туристам ограничили доступ к Байкалу из-за пожаров
Берега Байкала частично закрыты для туристов из-за пожаров. Организация «Заповедное Прибайкалье» приостановила выдачу разрешений на посещение некоторых районов вокруг озера. В частности, туристы не могут попасть в Байкало-Ленский заповедник, на территорию бухты Песчаной, а также закрыта и часть острова Ольхон. По данным за 12 августа, в Иркутской области огнем охвачено 50 тыс. га леса. Корреспондент ИД «Коммерсантъ» в Иркутске Екатерина Еременко ответила на вопросы ведущего радио новостей Алексея Корнеева.
— Расскажите подробнее о ситуации, насколько действительно все серьезно с горящими лесами в Иркутской области, и что происходит вокруг Байкала?
— Вы знаете, ситуация действительно очень серьезная, тем более, что такого, чтобы горели леса вокруг Байкала, по крайней мере на моей памяти, не было. Что касается в целом лесных пожаров, конечно, лето — это лесопожарный период, то есть тайга в Сибири летом горит всегда, но так, чтобы горели леса вокруг Байкала, такого я не припомню. В целом можно сказать, что территория Байкала задымлена, туристы жалуются на то, что нечем дышать, запах гари. Мало того, задымлены и близлежащие крупные города, то есть в Иркутске дым, гарь, в Улан-Удэ, в Чите.
— Власти каким-то образом объясняют ситуацию с ухудшением пожарной обстановки именно в этом году, с чем вообще это связано? «Люди себя неосторожно ведут» — это такое традиционное объяснение, все свалить на посещающих леса людей, или какие-то другие причины есть?
— Нет, вы знаете, больше все-таки говорится о природном факторе, то есть: затяжная жара, отсутствие осадков, сухие грозы, усиливающийся ветер. Байкал — это такая территория, где всегда дует очень сильный ветер, а за счет поверхностного огня, который быстро перемещается, собственно, пожары и увеличиваются.
— А что с туристами происходит, с их эвакуацией, есть ли какая-то информация о пострадавших, что с ними?
— Пострадавших нет. На выходных происходила эвакуация туристов с бухты Песчаная, оттуда было вывезено около 200 человек — это гости двух турбаз, «Байкальские дюны» и «Песчанка», а также обслуживающий персонал. На следующий день, помимо этого, вывозились так называемые «дикие» туристы, которые отдыхают в палатках. Они тоже отдыхали в бухте Песчаная, но когда уже там было опасно находиться, они перешли в соседнюю бухту и на следующий день были вывезены спасателями.
— Понятно. Ну и по поводу тушения, вот я смотрел материал из Бурятского автономного округа, там сообщают, что в основном тушат пожары самолетами Ан-2, потому что там труднодоступные места, а Минобороны на все просьбы отвечает молчанием, и от Минобороны пока никакой помощи нет. А что в Иркутске с этим, авиация задействована какая-то?
— Вы знаете, да, авиация задействована, но ее, конечно же, не хватает. Мало того, как известно, использование авиации — это очень дорогой ресурс, поэтому чиновники все-таки предпочитают ждать дождя. Но так как сейчас его уже ждать не имеет смысла, у нас работает самолет-амфибия Бе-200, два самолета Ил-76, собственно, все.
— Это на нескольких десятках тыс. га. Вы знаете, когда в Геленджике горело 60 га, там было 7 или 8 этих самолетов, просто по каким-то причинам, уж я не знаю, догадываться только приходится, но там довольно быстро потушили. Будем надеяться, что все-таки в Иркутской области все рано или поздно закончится. Как там погодные прогнозы, дожди будут?
— Вы знаете, вроде бы прогнозисты обещают дожди, но дождей не случается, разве что кратковременные в отдельных районах.