Направления не могут без правил
Бюджетный цикл правительства начнется с Минэкономики
Белый дом зафиксировал своим постановлением правила подготовки "Основных направлений деятельности правительства" (ОНДП) — документа, с которого теперь де-факто начинается ежегодный бюджетный цикл. В правилах учтен опыт конфликтной антикризисной работы ведомств над ОНДП весной 2015 года — теперь правительство будет обязано фиксировать цели своей деятельности и отчитываться об их выполнении. Впрочем, идея Минфина о жесткой отчетности была сильно смягчена правилами, а выполнять ее придется Минэкономики, которое и спорило с Минфином об объемах антикризисных мер.
Белый дом опубликовал "Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности правительства", утвержденные постановлением N789 от 4 августа 2015 года. Документ, в соответствии с законом "О стратегическом планировании", является основой бюджетного планирования и де-факто основным стратегическим документом правительства. Теперь в ОНДП обязательно должны фиксироваться характеристика текущего состояния экономики, вызовы и проблемы, цели и задачи на среднесрочный период — и мероприятия по реализации "Основных направлений".
Ответственность за разработку и корректировку документа возложена на Минэкономики. За четыре месяца до конца актуального плана действий правительства министерство будет запрашивать у коллег по Белому дому данные для новой версии шестилетнего плана, соответствующие посланию президента Федеральному собранию, стратегиям социально-экономического развития и безопасности — и среднесрочным и долгосрочным прогнозам самого Минэкономики. На написание проекта ОНДП ведомству Алексея Улюкаева отводится два месяца, и еще месяц — на доработку документа "при наличии замечаний и предложений", после этого ведомство обязано внести в правительство проект распоряжения об утверждении нового стратегического документа.
Правила не устанавливают регулярности корректировки ОНДП — вносить в них поправки Минэкономики по распоряжению Белого дома может в любой момент, на каждую правку ему также отводится четыре месяца. Де-факто опубликованные правила описывают и формализуют исторически сложившийся процесс работы над ОНДП. Так, в 2015 году работа над ОНДП на 2016-2018 годы, инициированная премьером Дмитрием Медведевым 29 января в связи с правкой бюджета, могла завершиться в начале марта (см. "Ъ" от 3 марта), но продолжалась 3,5 месяца (до 14 мая) из-за полемики Минфина и Минэкономики об антикризисных мерах и дискуссии о сохранении накопительной пенсионной системы. О прочих предложениях ведомств по правке ОНДП "Ъ" подробно писал 20 февраля, но они таких споров не вызывали.
Правила, впрочем, никак не описывают процесс разрешения министерских разногласий, подобных антикризисной интриге 2015 года, когда взгляды на вопрос о том, каков должен быть "бюджетный ответ" на кризис, описывались цифрами от 10 млрд руб. (в версии Минфина) до 656 млрд руб. (в версии Минэкономики). Тогда спор закончился компромиссом, де-факто стоившим Минфину лишь 12 млрд руб. дополнительных "антикризисных" расходов, но теперь фиксация за Минэкономики редакторской роли при написании ОНДП может усилить его переговорную позицию.
Минэкономики же будет включать данные о фактическом исполнении ОНДП в ежегодный отчет правительства, для этого ведомство господина Улюкаева получает право до 1 марта истребовать у коллег по правительству "предложения и материалы по форме, утвержденной министерством". При этом само предложение превратить "основные направления" в набор конкретных и измеряемых с точки зрения достижимости обязательств правительства было внесено Минфином как раз в процессе дискуссии об ОНДП весной 2015 года (включение в "Основные направления" прогнозов Минэкономики — его часть). Однако идея Минфина тогда выглядела гораздо жестче, чем описано теперь в правилах: если бы они учли его версию, правительству ежегодно пришлось бы в конкретных цифрах отчитываться о снижении доли государства в экономике, росте инвестиций в НИОКР, росте конкурентоспособности в отраслях, снижении доли зарплат и потребления домохозяйств.