Вместе весело грузить
Южный Урал и Зауралье подписали соглашение о межрегиональном сотрудничестве
Губернаторы Курганской и Челябинской областей Алексей Кокорин и Борис Дубровский подписали договор о межрегиональном сотрудничестве. В рамках его выполнения они намерены расширить поставки производственно-технической продукции и продовольствия до 2017 года, удвоив товарооборот между регионами в кратчайшей перспективе. Кроме того, регионы планируют стратегически объединить свои проекты по созданию логистических центров. Эксперты считают, что сотрудничество для этих областей — единственный способ усилить свой логистический потенциал и перехватить транспортные потоки, идущие из Китая на Урал.
Соглашение о сотрудничестве между регионами было подписано в рамках визита губернатора Курганской области Алексея Кокорина в Челябинск. Согласно тексту соглашения, регионы намерены сотрудничать практически во всех сферах деятельности: торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и даже законотворческой. План мероприятий по кооперации между регионами составлен до 2017 года. По замыслу региональных властей, одним из первых следствий такой кооперации должен стать рост товарооборота между регионами — в настоящее время он составляет более 5 млрд рублей в год. «Наша цель — удвоить эту цифру в краткосрочной перспективе», — заявил челябинский губернатор Борис Дубровский.
В текущей структуре межрегионального товарооборота большую часть — более 2,8 млрд рублей — составляет вывоз продукции из Челябинской области. В Курганскую область осуществляются регулярные поставки металла, труб, грузовых автомобилей, строительных материалов и железобетонных конструкций, а также продукции легкой и пищевой промышленности (пиво, вино, мясо и мясо птицы, макаронные изделия, мука, крупа, кондитерские изделия, масло растительное). Обратно в регион везут автобусы и машины для коммунального хозяйства, пиломатериалы, продукцию пищевой промышленности (колбасные изделия, мясные консервы, сыр, творог, молоко, зерно), комбикорма и так далее.
В ближайшее время Курган намерен увеличить долю экспорта в регион. «Для Челябинской области годовая потребность в зерновых около 2,5 млн тонн. Собственные возможности — 1,5 млн тонн. Около 1 млн тонн Курганская область вполне может поставлять», — отметил Алексей Кокорин. Соглашение о сотрудничестве оговаривает расширение поставок продукции производственно-технического назначения, взаимных поставок сельхозпродукции и продовольствия, развитие сотрудничества в сфере племенного животноводства, реализации товарной рыбы и комбикормов.
Наибольшие перспективы совместной работы регионы видят в развитии логистического потенциала территорий. Одним из приоритетных проектов Челябинской области является запуск на полную мощность торгово-логистического комплекса «Южноуральский». Аналогичный проект ТЛК разрабатывается в Курганской области. С заключением соглашения губернаторы рассчитывают избежать конкуренции и создать синергетический эффект для развития территорий.
«Губернаторам есть о чем договариваться. Вообще, давно пора всем губернаторам Большого Урала сесть за большой стол переговоров — считает член экспертной группы АСИ по Свердловской области Александр Трахтенберг. — Сейчас прорабатывается вариант транспортного коридора Китай — Казахстан — Россия на Европу, с входом на территорию РФ через Оренбургскую область, однако если часть грузов, которые предназначены для Урала и Западной Сибири, пустить через Курган, там можно поставить распределительный центр, в зону ответственности которого как раз войдут эти регионы. В таком случае возникнет новый рынок, которого сейчас у курганского бизнеса нет в принципе». Господин Трахтенберг добавил, что кооперация позволит не только получить значительные грузопотоки, но и сильно подвинуть Свердловскую область на рынке логистики, пока значительно превосходящую оба региона вместе взятых. Директор института экономики УрО РАН Александр Татаркин считает, что без федеральной поддержки кооперация двух регионов может затрудниться. «Сейчас практика межрегионального сотрудничества в России отвратительная: после ликвидации ассоциаций вроде „Большого Урала” и создания полпредств кооперация фактически погибла. Нет никаких кураторов в этой сфере, а без федеральной поддержки — даже чисто политической — регионам, выстраивая связи, приходится находиться на грани закона», — пояснил эксперт.