«Яндекс» получил титул в «Фенербахче»
Интернет-компания стала спонсором футбольного клуба
«Яндекс» договорился о титульном спонсорстве стамбульского «Фенербахче» — одного из самых популярных футбольных клубов Турции, где интернет-компания развивает свой бизнес. Стоимость контракта в лучшем случае может составлять $6 млн, а по пессимистичным оценкам, не более $2 млн. С начала этого года турецкий футбол лихорадит: холдинг Yildiz, крупнейший спортивный спонсор страны, прекратил поддержку местной федерации футбола и того же «Фенербахче».
О партнерстве с «Яндексом» объявил в пятницу «Фенербахче». «Мы заключили спонсорский контракт на сезон-2015/16. Логотип “Яндекса” будет размещаться на майках команды на матчах национальной футбольной лиги. “Фенербахче” будет участвовать в продвижении “Яндекс.Браузера” и мобильных приложений поиска — кобрендинговых версий, созданных для фанатов клуба»,— подтвердили “Ъ” в интернет-компании. Стоимость контракта не раскрывается.
«Яндекс» вышел на рынок Турции в 2011 году, адаптировав под локальных пользователей ряд своих сервисов — «Браузер», «Пробки», «Карты», «Музыку», «Почту». Актуальная доля на местном рынке не раскрывается, но в декабре 2014 года руководитель «Яндекса» Аркадий Волож говорил Bloomberg, что группа занимает в Турции 5% в сегменте поиска в интернете. «Яндекс» инвестирует в Турцию до 3% выручки, уточнял он недавно. Выручка «Яндекса» в 2014 году составила 50,8 млрд руб., или $902,4 млн.
«Фенербахче» — один из культовых клубов в Турции, контракт с ним — логичный шаг для «Яндекса», который «однозначно привлечет дополнительную аудиторию», убежден совладелец и главный редактор журнала «PROспорт» Станислав Гридасов. У «Яндекса» в Турции по-прежнему есть проблема с узнаваемостью и готовностью людей переключаться с Google, рассуждает совладелец Sports.ru Дмитрий Навоша. «Футбол, от которого в Турции без ума, хороший способ эту лояльность приобрести. Тем более что у “Фенербахче” огромная и феноменально лояльная аудитория»,— поясняет он.
По мнению господина Навоши, стоимость подобного контракта может достигать $3–6 млн. Руководитель проектов спортивного холдинга CSM в России Роман Дворянкин считает, что сумма вряд ли превышает $1–2 млн. С начала 2015 года турецкий футбол лихорадит, указывает он: крупнейший спортивный спонсор страны — холдинг Yildiz (бренд Ulker) со штаб-квартирой в Стамбуле — прекратил поддержку местной федерации футбола, того же «Фенербахче» и ряда других клубов. «Больших денег никто платить не готов, и клубы вынуждены соглашаться на меньшее»,— говорит он. Кроме того, контракты на титульное спонсорство обычно подписывают на более долгий срок — как минимум на два-три сезона, добавляет господин Дворянкин. «Годичный срок говорит, что стороны присматриваются друг к другу, к тому же есть риск, что болельщики клубов-антагонистов “Фенербахче” — “Галатасарая” и “Бешикташа” — отвернутся от сервисов “Яндекса”, узнав, что тот спонсирует их главного соперника»,— рассуждает он.
Соглашение «Яндекса» и «Фенербахче» не первый опыт партнерства российских интернет-компаний и спортивных организаций. Так, в 2008 году «Рамблер Медиа» (сейчас Rambler & Co) подписала четырехлетний договор о сотрудничестве с Российским футбольным союзом, в рамках которого стала титульным спонсором Кубка России. Контракты на титульное спонсорство российскими компаниями зарубежных спортивных команд также становятся широкой практикой. Так, логотип «Газпрома» размещается на майках десятка клубов, в том числе немецкого «Шальке-04» и сербской «Црвены Звезды», а «Лаборатории Касперского» — на болидах команды Ferrari в «Формуле-1», напоминает Дмитрий Навоша. Есть и пример «Аэрофлота», который занимает нишу авиационного спонсора английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед».