Истерическая историчка
На фестивале «Окно в Европу» победила «Училка»
В Выборге закрылось «Окно в Европу» — фестиваль российского кино, обладающий, пожалуй, самой гибкой концепцией из всех аналогичных мероприятий. В прошлом году здесь победил задумчивый артхаус Арсения Гончукова «Сын», теперь же XXIII фестиваль совершил «полицейский разворот» лицом к массовому зрителю и осыпал водопадом призов «Училку» Алексея Петрухина — продюсера, известного своим интересом к самым разным ипостасям коммерческого кино, но в качестве режиссера психологической драмы еще не выступавшего.
Впрочем, строго говоря, жюри конкурса игрового кино «Осенние премьеры» под руководством Светланы Проскуриной вознаградило не столько режиссерские поползновения продюсера «Мужского сезона» и «Вия», сколько «безупречное мастерство, достоинство и честность» Ирины Купченко — с такой формулировкой главный приз был вручен актрисе, сыгравшей учительницу, волею обстоятельств вынужденную провести в выпускном классе своеобразный урок мужества с пистолетом в руке. Ирина Купченко, надо сказать, и правда с достоинством вышла из неловкой ситуации, в которую ее поставили авторы фильма, наделив свою героиню некоей идеологической путаницей в голове, особенно огорчительной в случае с учительницей истории, которая, начиная урок с одного исторического периода, потом перескакивает на совершенно другой, то клянет чертов ЕГЭ, то мечтает расстрелять из пулемета никчемных детишек, из которых ей так и не удалось воспитать людей. Авторам «Училки», старающимся покрыть максимальную целевую аудиторию, понравиться всем и потому наделяющим персонажей несколько противоречивыми устремлениями, не удалось развить и додумать заявленную экстремальную ситуацию куда-то дальше и глубже детской, в сущности, страшилки. Тем не менее это не помешало «Училке» победить также и в конкурсе зрительских симпатий «Выборгский счет», оттеснив на второе место «Норвега» Алены Званцовой — гораздо более внятную и связную картину, тактично и в то же время остроумно обращающуюся со скользкой гастарбайтерской тематикой.
Жюри, однако, больше понравилось, в каком ключе раскрывается эта тема в сценарии Юсупа Разыкова «Побег из Москвабада», удостоенном спецприза,— сама же картина Дарьи Полторацкой была отмечена дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков. Вообще, суровая председатель жюри Светлана Проскурина была не очень настроена награждать режиссерские работы, тем более женские, и снизошла только до актерских. И правда, трудно было не заметить украсившую в этом году фестиваль Розу Хайруллину, которая одинаково блистательно выступает в двух фильмах: и в «Училке» в роли слегка чокнутой завучихи, хотя тут ее скорее используют как клоуна, и в «Норвеге», принесшем ей специальный приз жюри с формулировкой «за виртуозное владение жанром», хотя актрисы такой яркой индивидуальности скорее ломают скучные рамки жанра и из любого драматургического шлака делают конфетку одной своей интонацией.
Именно владения жанром, точнее, понимания природы шпионского жанра не хватило одному из маститых участников игрового конкурса — Владимиру Бортко, снявшему картину «Душа шпиона» по вышедшему в 1990-м отличному роману разведчика Михаила Любимова «И ад следовал за ним», в котором флеминговско-бондовский смокинг сидит на советском агенте едва ли не с большей, в том числе и мыслительной, элегантностью (и, кстати, душой), чем на британском эталоне. Представлявший картину в Выборге Михаил Любимов рассказал анекдот про Штирлица и напомнил, что разведка — это кроме всего прочего очень смешная сфера человеческой деятельности. К сожалению, слишком серьезный Владимир Бортко этот юмористический совет автора первоисточника в своей экранизации почти полностью проигнорировал, вместо этого прельстившись сомнительной возможностью перенести действие в современность и что-то намекнуть по поводу текущей политической ситуации.
Еще один уважаемый мастер, вполне достойно выглядевший на фоне многочисленных дебютантов с «лабораторными» и не всегда смотрибельными работами, недавно отметивший 75-летие Александр Прошкин получил поздравительные призы: от президента фестиваля — «В знак признательности Мастеру» и от официального спонсора «Выборг банка» — «За вклад в киноискусство». А его новая картина «Охрана» принесла лишь приз имени Саввы Кулиша актрисе Марии Коровиной, сыгравшей охранницу сталелитейного завода, так недовольную своей скудной личной жизнью, что на этой почве у нее образуется ложная беременность, имеющая, однако, все шансы превратиться в настоящую с помощью похитителя чугунных болванок (Антон Шагин). Эта нежная мелодрама по сценарию Юрия Арабова, не чуждая элементов религиозной мистики, которая в арабовской интерпретации удачно сочетается с юмором, напоминает один из предыдущих плодов арабовско-прошкинского сотрудничества — «Чудо», где у героини случается своеобразный роман с Николаем Чудотворцем. С точки зрения фестивальной политики «Охрана», как и «Чудо», не попадает в какую-то определенную нишу: для артхауса она недостаточно угрюма, а для зрительского кино — недостаточно спекулятивна, и например, если бы вместо дебютантки из Сыктывкара в ход пошла бы какая-нибудь беспроигрышная, хоть и намозолившая глаза актерская карта, зрители, конечно, купились бы на нее гораздо больше — как на Ирину Купченко в случае с «Училкой».
Интересы той специальной категории зрителей, которые любят, чтобы на экране ничего не происходило и можно было долго вдумчиво медитировать на какой-нибудь пейзаж, чей-нибудь крупный план или убегающую вдаль дорогу, Выборгский кинофестиваль тоже учел, отдав главный приз в недавно учрежденной конкурсной программе «Копродукция» драме Бакура Бакурадзе «Брат Деян» — о пожилом военном преступнике, сербском генерале, доживающем последние годы жизни в том неторопливом созерцательном темпе, который хорошо знаком по предыдущим бакурадзевским картинам «Шультес» и «Охотник». Немного разнообразят происходящее в «Брате Деяне» авторские творческие рефлексии, когда Бакур Бакурадзе перемежает генеральскую жизнь сценами, проливающими немного света на режиссерскую кухню: например, в начале фильма автор репетирует эпизод с сердечным приступом героя и сам падает на пол, застывая в нелепой позе между столом и диваном. Приехавший в Выборг из Локарно фильм завсегдатая международных фестивалей Бакура Бакурадзе прекрасно оправдывает название «Окно в Европу», но в этом году была организована вылазка в это окно и в буквальном смысле — при участии компаний «Невафильм» и петербургского фонда «Кино & театр», а с финской стороны — компании Cursor, Finnish Film Foundation и MRP Matila Rohr Production — в финском городе Котка прошел круглый стол, где российские и финские кинопроизводители и дистрибуторы обсудили перспективы продвижения российских фильмов в европейское медиапространство и законодательные особенности финского кинорынка, а также презентовавших ряд проектов для потенциальной копродукции. Однако наибольший успех в том сегменте Европы, до которого на этот раз дотянулся выборгский кинофестиваль, имели все же не разговоры о перспективах совместного кинопроизводства, а опять же «Училка», желающих посмотреть которую в рамках бесплатного спецпоказа еле смог вместить кинотеатр культурного центра Котка.
Лидия Маслова