Списком не лечится
Дмитрия Медведева просят провести анализ перечня запрещаемых импортных медсредств
Как стало известно "Ъ", ряд известных некоммерческих организаций (НКО), занимающихся помощью больным, попросили Белый дом не расширять список запрещенных для госзакупок иностранных медицинских изделий. Общественное обсуждение проекта постановления официально заканчивается сегодня. В письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева руководители НКО, в том числе фондов "Вера" и "Подари жизнь", просят создать группу, которая помогла бы при доработке проекта учесть интересы пациентов. Эксперты опасаются, что ограничение госзакупок скажется и на частном секторе: если объем рынка уменьшится, иностранные медицинские товары уйдут с российского рынка.
Обращение руководства НКО (есть у "Ъ") было доставлено в Белый дом в минувшую пятницу. Поводом стал разработанный Минпромторгом проект постановления правительства, расширяющий список иностранных медизделий, которых касаются ограничения при госзакупках. Его двухнедельное общественное обсуждение заканчивается сегодня. НКО просят Дмитрия Медведева создать рабочую группу для доработки проекта с участием организаций, представляющих интересы людей, которых могут затронуть ограничения. Подписи под письмом поставили руководители благотворительных фондов помощи хосписам "Вера", помощи пожилым и инвалидам "Старость в радость", помощи детям с тяжелыми заболеваниями "Подари жизнь", помощи людям с боковым амиотрофическим склерозом "Живи сейчас", помощи детям, страдающим заболеванием "буллезный эпидермолиз", "Дети БЭЛА", а также ассоциации пациентов со спинальной мышечной атрофией "Семьи СМА".
НКО просят господина Медведева организовать экспертизу рынка отечественного медоборудования. Это необходимо, чтобы "убедиться в наличии всего перечня оборудования у российских производителей и в соответствии качества этих изделий аналогичным товарам иностранного происхождения". Сами НКО уверены, что ряд товаров в "ограничивающий список" вносить рано. Так, не соответствуют современным стандартам отечественные перевязочные материалы, поскольку волокнистые ткани попадают в раны и вызывают нагноения, говорится в письме. А противопролежневые матрасы, которые также предполагается запретить закупать за рубежом, в странах Таможенного союза создаются из более скользких материалов, "что, вопреки назначению, способствует образованию пролежней". "От этих медицинских изделий зависит качество жизни пациентов хосписов, домов престарелых, пациентов после оперативных вмешательств и всех лежачих пациентов",— уведомляют премьер-министра. Отдельно НКО говорят о том, что "в отечественной медицине практически не используются аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) российского производства, а те, что используются, не подходят для тяжелых пациентов и пациентов, нуждающихся в длительной вентиляции". Нет отечественных аналогов приборам для "домашней респираторной поддержки", заявил "Ъ" эксперт организации "Живи сейчас" Василий Штабницкий, в то время как иностранные аппараты ИВЛ удобнее в эксплуатации. "Пациенты могут дышать через специальную маску, которую могут снять, могут надеть",— говорит он. Всего в России, по подсчетам общественников, "более 9,7 тыс. человек нуждаются в постоянной дыхательной поддержке", треть из них — дети.
Принятие постановления "неминуемо приведет к тому, что государственные и муниципальные медучреждения не будут вообще использовать зарубежное оборудование и другие медицинские изделия", пишут НКО, а это "может привести к резкому снижению качества медицинской помощи населению". В фонде "Вера" опасаются, что из-за ограничения госзакупок рынок уменьшится и иностранным производителям станет невыгодно поставлять продукцию в РФ. На госсектор приходится большая часть поставок товаров, которые перечислены в проекте постановления, заявила "Ъ" гендиректор группы MedInform Healthcare Communications Елена Стрелецкая. "Под работу с частными клиентами западным представительствам придется полностью перестраиваться, как минимум увольнять половину штата. Запрет госзакупок ударит по их рентабельности",— опасается она. Ограничения коснутся не только помощи тяжелобольным, но, например, и стоматологического рынка, говорили "Ъ" его участники. В стоматологии "84% изделий приходится на импорт", заявил "Ъ" президент ассоциации торговых и промышленных предприятий стоматологии "Стоматологическая индустрия" Павел Добровольский. "Ряд позиций можно заменить, но далеко не все",— отмечает он.
По данным проекта "Импортозамещение" аналитического центра Vademecum (проводит исследования рынка медицинских изделий и оборудования), в некоторых сегментах медицинской промышленности доля импортозамещения в России не добралась пока и до 10%. Так, на рынке МРТ-томографов доля отечественной продукции составляет не более 5%, на рынке стоматологических установок — не более 3%, в сегменте очковых линз — не более 0,1-0,2%. "В 1990-е крупнейшие предприятия, выпускавшие в СССР медицинскую продукцию, были приватизированы, разрушены или в десятки раз сократили объемы производства. А пришедшие им на смену частные компании работали уже в условиях жесткой конкуренции с зарубежными мейджорами и не смогли занять значимую долю на рынке",— говорит руководитель проекта "Импортозамещение" Ольга Гончарова. Специализирующийся на гемодиализе эксперт организации "Новая жизнь" Валерий Шило называет новые меры "импортозамещением во вред себе". "Пока мы не в состоянии производить ни сами аппараты для гемодиализа, ни расходные материалы для них, хотя такие попытки были",— приводит пример господин Шило (очищение крови нынешнее постановление не затрагивает).
Первый зампред комитета Совета федерации по соцполитике Людмила Косткина заявила "Ъ", что проекта постановления еще не видела, но "нельзя предлагать к запрету перечень товаров, от отсутствия которых больным придется страдать". Изменение проекта возможно и после завершения общественного обсуждения, напомнили "Ъ" в правительстве.