Реформы здравоохранения лучше смотрятся лежа или с открытым ртом
Из всех видов медпомощи граждане выше всего оценили работу больниц и стоматологических клиник
Как следует из предварительной публикации Центра политики в сфере здравоохранения Высшей школы экономики (ВШЭ), большинство россиян сомневаются в доступности бесплатных медицинских услуг и все чаще доплачивают за них. Из изученных экспертами данных соцопросов следует, что качество медуслуг стационаров граждане оценивают вдвое выше, чем поликлиник. Кроме того, граждане ждут, что оптимизация сети бюджетных медучреждений компенсирует снижение их территориальной доступности повышением качества медуслуг.
Большинство россиян (80%) уверены, что в случае болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская помощь в требуемом объеме. Такие данные приводят в своем исследовании "Доступность и качество медпомощи в оценках населения" директор Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин и социологи "Левада-центра" Наталья Кочкина и Марина Красильникова. Базой для их работы стали соцопросы взрослого населения, проведенные в 2013-2014 годах "Левада-центром". Также использованы данные всероссийских опросов "Левада-центра" 2005-2014 годов и всероссийского опроса населения, проведенного Росздравнадзором в 2008 году.
Многие уже платят за лечение, и распространенность этой практики увеличивается, отмечают авторы работы. Чаще всего россияне платят при посещении стоматолога и стационара — в последние годы четверть их пациентов несла расходы за получаемую там медпомощь. При этом почти в половине случаев (47%) пациентам больниц приходилось приобретать за свой счет лекарства. В ряде случаев оплата услуг была связана с желанием улучшить их качество — так объяснили свои действия более трети пациентов, оплачивавших лечение. Это, по мнению авторов работы, свидетельствует о наличии "принципиальных изъянов" в системе бесплатной медпомощи населению.
Впрочем, как пояснили "Ъ" в Минздраве, в оценке объема платных услуг населению ведомство опирается на иную статистику. Так, по данным исследовательского холдинга "Ромир", платными медуслугами в течение последнего года пользовались 38% жителей российских городов, тогда как еще три года назад при аналогичном опросе этот показатель достигал 67%.
Наименее качественной россияне называют амбулаторную медпомощь. Большая доля людей (41%) отметила лишь сам факт оказания помощи без видимого улучшения здоровья. Стационарную медпомощь они оценили гораздо выше — в среднем по стране ею остались довольны 82% респондентов. Впрочем, как поясняют авторы исследования, среди довольных больницами больше всего людей обеспеченных (87%) — они могут получать стационарную помощь в более комфортабельных условиях и оплачивать дополнительный уход. Качество скорой помощи в целом тоже удовлетворяет россиян, хотя иногда они жалуются на задержку ее оказания — с этим столкнулась пятая часть респондентов (в Москве и Санкт-Петербурге — одна десятая). Выше всего оценено качество стоматологической помощи — девять из десяти опрошенных довольны результатом.
Несмотря на проблемы бесплатности услуг, население в целом положительно оценивает изменения в работе больниц и поликлиник. По данным опроса 2014 года, улучшения в их работе увидели 42% взрослого населения, 29% сообщили о снижении качества медобслуживания. На схожие данные указывает и Минздрав. Как сообщили "Ъ" в ведомстве, рост удовлетворенности обращением к врачу зафиксирован в прошлом году ФОМ: в 2014 году 36% опрошенных были удовлетворены качеством оказанных медуслуг, притом что в 2012 году этот показатель не превышал 31%, а в 2006-м — 26%. Процент людей, доверяющих врачам, в 2014 году составил 63% (в 2012 году — 60%).
Впрочем, как отмечают авторы ВШЭ, ссылаясь на данные своего исследования, положительные оценки чаще дают те, кто какое-то время не соприкасался с системой здравоохранения. 32% имевших за год личный опыт получения медуслуг говорят об ухудшении работы медучреждений — против 19% тех, кто за медпомощью не обращался. Из этого авторы работы делают вывод о том, что образ российского здравоохранения, создаваемый преимущественно средствами массовой информации, несколько лучше реальных оценок системы. При этом к продолжающейся реформе (оптимизации сети медучреждений) население относится скорее с оптимизмом — большая его часть готова согласиться с некоторым ухудшением территориальной доступности услуг при улучшении их качества.