«Государство дает четкий посыл, что за это будут очень жестко привлекать»
Дело об «осквернении» высотки в Москве рассмотрят по существу
Таганский суд Москвы рассмотрит по существу дело об «осквернении» высотки на Котельнической набережной. Именно так следствие квалифицировало события 20 августа 2014 года, когда неизвестные перекрасили верхнюю половину звезды на шпиле здания в синий цвет и водрузили там же флаг Украины. Подробности — у Петра Пархоменко.
В ходе расследования дела об «осквернении» высотки были задержаны пятеро россиян, которые прыгнули с парашютами с крыши здания в день, когда его шпиль был перекрашен. Следствие располагает данными о том, что покраской звезды занимались не российские парашютисты, а украинец Павел Ушевец, также известный как Григорий Мустанг. Однако гособвинение настаивает на том, что россияне состояли в сговоре с ним, а прыжок совершили, чтобы привлечь внимание к установленному на шпиле украинскому флагу.
Защита отмечала, что доказательств факта сговора и даже знакомства российских парашютистов и украинского патриота у следствия нет, и требовала возврата обвинительного заключения на доработку в прокуратуру. Однако незадолго до начала процесса суд отклонил ходатайство защиты, пояснил адвокат Валерий Лавров.
«Они пытались найти общение между ними в социальных сетях, по электронной почте, по телефону, но никаких точек соприкосновения между нашими бейсджамперами и теми, кто красил, не нашли. Поэтому вывод следствия, что якобы мы находились на крыше, чтобы следить за обстановкой, висит в воздухе, ничем не подтвержден», — рассказал Лавров «Коммерсантъ FM».
Четверо из пяти обвиняемых россиян — Александр Погребов, Анна Лепешкина, Евгений Коротков и Алексей Широкожухов — с августа прошлого года находятся под домашним арестом, пятый — Владимир Подрезов — все это время содержится в следственном изоляторе.
В текущей геополитической обстановке совершенно неудивительно, что раскраска фрагмента кровли жилого здания и последовавший оттуда прыжок были квалифицированы не как мелкое административное правонарушение, а как вандализм и хулиганство организованной группой по мотивам политической ненависти. Таким образом российские власти дают понять, что подобных перформансов не потерпят, убежден учредитель общественной организации «Московский правозащитный центр» Михаил Салкин.
«Сейчас уже такая системная позиция государства, которая говорит о том, что, когда вы проникаете на подобные объекты, вы грубо нарушаете общественный порядок, поэтому вам автоматически светит статья за хулиганство. Учитывая, что там был повешен флаг, была раскраска, то с учетом той геополитической обстановки, конечно, все подумали, что здесь все по мотивам политической и идеологической ненависти, отчего статья утяжелилась. Хотя предмет действия будет одинаковый: что просто бейсджамперы на какую-нибудь высотку залезут, что на эту. Сейчас государство дает четкий посыл, что за это будут очень жестко привлекать, будь вы руфер, бейсджампер или кто угодно», — пояснил Салкин «Коммерсантъ FM».
В отличие от россиян, украинский фигурант этого дела арестован лишь заочно. Основанием для этого послужило его собственное признание в том, что именно он «осквернил» высотку, а других фигурантов дела в тот момент на крыше не было. Открытое письмо в адрес следственного комитета Павел Ушевец подкрепил фото и видео, на которых запечатлен процесс покраски звезды.
Спустя некоторое время после публикации его признания в деле появился новый подозреваемый, который, впрочем, стал не обвиняемым, а свидетелем, — это россиянин Кирилл Ишутин, отбывающий наказание за хранение наркотиков и ожидающий решения по вопросу об условно-досрочном освобождении. Именно его показания стали основой обвинений в отношении парашютистов, и, как отмечают эксперты, велика вероятность того, что суд сочтет эти показания более веским доказательством, чем любые документальные свидетельства невиновности подсудимых.
Признание украинца Павла Ушевца в покраске звезды на шпиле высотки в Москве послужили основанием для его заочного ареста. Россия также отправила запросы о выдаче в МВД Украины. Однако многочисленные ходатайства защиты о приобщении к делу показаний этого фигуранта так и не были удовлетворены.