«Вы можете громить выставки, но тогда отсидите положенные вам сутки»
Православные активисты обещают больше не устраивать погромы на выставках
В пятницу представители движения «Божья воля» во главе с Дмитрием Энтео разрушили на экспозиции в Манеже несколько скульптур, назвав их богохульными. В Манеже проходит выставка «Скульптуры, которых мы не видим». Там представлены работы художественного объединения ЛеСС, которое в 1954 году создали Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис. По словам свидетелей, особое негодование православных активистов на экспозиции вызвали изображения на христианские темы, в том числе те, на которых представлено распятие Христа. Ведущая «Коммерсантъ FM» Оксана Барыкина обсудила тему с Андреем Бильжо — художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.
— Доброе утро, Андрей Георгиевич!
— Доброе утро, Оксана. В новостях сказали про то, что россияне заметили повышение цен, а я все жду, когда в новостях прозвучит такая формулировка: россияне приветствуют повышение цен на все виды транспорта, ЖКХ и питание.
— Андрей Георгиевич, они заметили, представляете, россияне заметили.
— Следующая стадия — россияне приветствуют, поднимайте цены, мы рады этому, потому что это необходимо нашей экономике. Вот этого я жду. И это будет, поверьте мне. Теперь к теме. Это тот случай, когда закон о запрете ненормативной лексики в эфире мне очень мешает. Я бы хотел, чтобы было какое-то исключение, но будучи человеком законопослушным, стараюсь держать себя в руках, поэтому я буду избегать всякого употребления ненормативной лексики, хотя программа была бы сочнее, точнее, безусловно.
Можно было бы пойти по разным путям, обсуждая эту историю. Можно было бы рассказать про скульпторов, про Вадима Сидура, который прошел войну, был ранен, комиссован, который делал все свои скульптуры в основном, писал в своих стихах о том, что он несет на себе этот груз насилия, и никто за это не отвечает. Насилие продолжается, продолжалось и будет продолжаться, то, что мы видим сейчас. Его скульптуры стоят во многих странах мира, но это не интересует этих абсолютно безграмотных людей, серых.
Смотря это видео, то, как они себя ведут, как они говорят... Я все-таки довольно долго проработал психиатром и видел разные человеческие эмоции, очень разные. Я всегда могу понять, будучи человеком наблюдательным, когда это искренне, когда это действительно из эмоциональной сферы вырывается, а когда это все придумано, надумано. Вот эти люди, назовем их люди, хотя они не очень похожи на людей, совершенно холодные, автоматические, без эмоциональной сферы, лишенные ее совершенно. Они просто выполняют, как механические мальчики.
Я бы на месте журналистов не говорил бы ни про «Божью волю», ни про православных активистов, потому что это все вранье, это все придумка. Это обычные хулиганы, и относиться к ним нужно абсолютно прагматично, как к обычным хулиганам. И мотив, которым они прикрываются, что их оскорбили, не должен быть использован. Какая нам разница, если сидит пьяный хулиган на улице и хватает всех женщин за трусы?
Мы же не спрашиваем его, наконец, и он нам говорит: «Вы знаете, когда я был маленьким, меня оскорбляли женщины в трусах, и поэтому я с тех пор дико обижен, эмоциональная сфера моя поражена, и я не могу этого видеть, и я стаскиваю с них трусы, бью их по ягодицам». Вы же не будете это все выслушивать. Вы возьмете этого человека, вызовете полицию, заломите ему руки за спину, отвезете его в участок и там будете с ним разговаривать, и получит он 15 суток или больше.
Какие разговоры, какие православные активисты? Обычные хулиганы, хулиган и хулиганка, вошли, схватили работу, которая лежала в государственном учреждении из Госфонда, взяли, бросили ее на пол, что-то разбили. Ребята, вы можете это делать, если вы хотите, но вы тогда отсидите за это положенные вам сутки или год и заплатите за испорченную работу, и все, нет вопросов никаких.
— Андрей Георгиевич, но ведь невозможно к ним так относиться, когда протоиерей Чаплин говорит, что устроители выставки тоже должны соблюдать закон, то есть он все-таки на их стороне. Как к ним относиться как к хулиганам?
— Пропускаю, Оксана, целую тираду ненормативной лексики в отношении Чаплина. Протоиерей Чаплин не является экспертом в области искусства. Существуют разные направления в искусстве, существует соцреализм, существует абстракционизм, существует модернизм и так далее. Пускай он сдаст экзамены и тогда будет контролировать, или пускай он будет членом экспертного совета, не дай бог. Чего лезть в ту область, которой ты не занимаешься?
Если эти ребята будут заходить в хирургический кабинет, в процедурную и говорить, что нельзя делать кесарево сечение, потому что это не по-божески, а плод должен родиться естественным путем. Такое было и есть в разных регионах даже нашей страны. Если это так будет происходить, если господин по кличке Энтео будет заходить и говорить, что нет, мы против категорически, уберите женщину с операционного стола, то о чем разговор, чего соваться туда, где ты ничего не понимаешь? Чего ходить туда, где ты можешь быть оскорбленным? Зачем туда переться?
Будьте здоровы, держите себя в руках. Слова мои нормальные закончились, дальше я ухожу из эфира, и дальше уже я употреблю все, что я знаю, а делаю я это, поверьте, профессионально и хорошо.