«Удар сознательно нанесен в сердце туриндустрии Таиланда»
Эксперты ожидают значительного сокращения турпотока
Мотивы злоумышленников, устроивших взрыв в центре Бангкока, пока не ясны. Об этом заявил министр обороны Таиланда Правит Вонгсуван. «Это может быть политика, это может быть терроризм», — отметил министр. По последним данным, в результате инцидента погибли 27 и ранены более 80 человек. Взрыв произошел в деловой и туристической части города; в этом районе располагаются крупные магазины, а также главное индуистское святилище. Обозреватель отдела внешней политики газеты «Коммерсантъ» Максим Юсин обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко.
— Сейчас по всем мировым каналам показывают кадры из Бангкока. Очевидно, что это теракт, или, возможно, теракты, поскольку найдено еще несколько неразорвавшихся бомб, направленный как раз против туристической отрасли этой страны, которая, как известно, является одной из самых главных. Согласен со мной?
— Абсолютно согласен. Вполне можем взять на себя смелость и сыграть на опережение и произнести то, что не произнес министр — что почти наверняка это акция исламских экстремистов, которые в Таиланде присутствуют, которые с 2004 года ведут борьбу против правительства.
Но единственное, в чем новость, плохая новость: если до этого борьба вооруженная шла в основном в трех провинциях на юге, на границе с Малайзией, куда туристы не добираются, никто об этом даже не знал особо, ездили спокойно в эту страну туристы, и ничего, то сейчас удар сознательно нанесен в самое сердце туристической индустрии Таиланда.
Не только индуисты, не только буддисты ходят поклониться в храм бога Брахмы, но и тысячи туристов, и сознательно, конечно, убивали их.
— Соответственно, получается, что в южных районах страны преобладающее население — это мусульмане. Откуда в Таиланде, который никогда радикализмом исламским не отличался, эти экстремисты появились?
— Это да. Три провинции на самой границе с Малайзией были в конце XVIII века Таиландом завоеваны, и население там мусульманское в основном. Когда мы говорим об исламских экстремистах, это либо афганцы, либо арабы — классический образ экстремиста, а те таиландские мусульмане — это малайцы, мягкие, у них там вообще чуть ли не самый толерантный вид ислама. Поэтому они за свои права боролись. В том числе и те, кто считают сепаратистами, боролись в основном с правительственными войсками, туристов не трогали.
Но с каких-то пор активно стали проникать в юго-восточную Азию классические джихадисты. Они вербуют сторонников среди местного населения, они и своих проповедников туда отправляют.
В июле был громкий скандал, когда выловили на территории Таиланда уйгуров — китайских мусульман, которые таким образом пытались вылететь на Ближний Восток, чтобы в Сирии и в Ираке повоевать в составе «Исламского государства», то есть постепенно-постепенно к Таиланду тоже эти щупальца мирового джихада подбираются, и то, что мы видели, эти ужасающие кадры — свидетельство того, что добрались они и до Таиланда, к сожалению.
— Хорошо, давай спрогнозируем ситуацию. Насколько, как тебе кажется, эти взрывы нанесут серьезный удар по туристическому сектору Таиланда, и не ожидает ли нечто подобное соседей Таиланда, например, ту же самую Индонезию, куда тоже очень много туристов ездит?
— А в Индонезии это было уже, когда на Бали взорвали в основном австралийцев, там чуть ли не 200 человек погибло. В Малайзии этого не было пока, слава богу, на Мальдивах этого тоже не было, ну а в Таиланде вот началось. Причем тот же министр обороны заявил, что цель этих злоумышленников — побольнее ударить по туризму и по нашей экономике, то есть все понятно, почерк известный, то же самое делается, как мы знаем, и в Тунисе.
— В Тунисе последний теракт с расстрелом на пляже туристов — преимущественно британцы это были, ведь после этого инцидента, теракта, назовем его так, очень серьезный спад произошел, да?
— Все, это подкосило со страшной силой туристическую отрасль. Вот да, давай спрогнозируем удар будет по туристической отрасли Таиланда. Наши туристы, как всегда, конечно, мало чего боятся, они все равно поедут, когда будет основной сезон — наша осень, наша зима. А сейчас там наших не было.
— Союз туриндустрии говорит о том, что все-таки достаточно много россиян, в Бангкоке-то уж точно, даже сейчас.
— Но несравнимо с новогодними праздниками.
— Ну это понятно, да.
— Сейчас там в основном австралийцы.
— Да, у них там, наоборот, сейчас зима заканчивается, у них сейчас весна, и вот они…
— Да, а европейцы туда едут, когда в Европе холодно. И сейчас как раз европейцы думают, куда им ехать, они будут делать выводы, многие будут вычеркивать из списка своих туристических приоритетов Таиланд, потому что там тоже стало, увы, небезопасно.
— То есть время еще выбрали «правильное» для совершения этого теракта?
— Конечно, потому что сейчас люди вернутся с каникул и задумаются о том, куда поехать на следующие каникулы — на рождественские, на новогодние, как раз в сентябре бы они уже оплатили эти билеты.
— Понятно.
— Конечно, это коварно, четко все сделано, как всегда, к сожалению, у этих ребят, — коварно, четко и безошибочно наносится удар именно в самую болезненную точку.