Иностранные грузовики буксуют в России
КамАЗ и «Урал» нарастили доли рынка
Российский рынок грузовиков, традиционно более уязвимый в кризис по сравнению с легковыми автомобилями, по итогам первого полугодия рухнул на 62%. Сильнее всего пострадали иностранные бренды, ряд которых в начале года приостановил сборку в России. Падает спрос и на продукцию белорусского МАЗа. На этом фоне КамАЗу и «Уралу» удалось резко нарастить доли рынка, вместе заняв около 70%. Участники рынка и эксперты отмечают, что российским производителям серьезно помогла девальвация рубля и господдержка.
По итогам первого полугодия 2015 года рынок грузовых автомобилей упал на 62,3%, до 14 тыс. машин, следует из отчета КамАЗа за второй квартал. Лидер рынка КамАЗ сократил продажи на 52,7%, до 7,7 тыс. машин. Реализация грузовиков «Урал» группы ГАЗ сократилась на 7,7%, до 2,4 тыс. машин. Продажи белорусского МАЗа упали на 84%, до 600 машин. Объем продаж иностранных брендов (Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и другие) снизился на 76%, до 3,43 тыс. машин. Рынок легковых автомобилей в первом полугодии сократился меньше — по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи упали на 36,4%, до 782,1 тыс. машин.
Впрочем, отечественным игрокам удалось резко нарастить долю рынка. Например, КамАЗ увеличил долю на 10,9 процентного пункта (п. п.), до 54,3%, достигнув максимального показателя за пять лет. Грузовики «Урал» группы ГАЗ увеличили свое присутствие на рынке на 9,7 процентного пункта, до 16,8%. В группе ГАЗ объясняют это тем, что продажи «Урала» упали меньше, чем рынок, кроме того, в октябре прошлого года была запущена модернизированная модель «Урал-М», основные продажи которой пришлись уже на первое полугодие этого года. При этом белорусский МАЗ сократил свою долю на 6,3 п. п., до 4,1%. Присутствие других иномарок на рынке достигло пятилетнего минимума, упав на 14,2 п. п., до 24,5%. Дело в том, что ряд иностранных сборочных производств в России сейчас не работает. Завод Volvo в Калуге мощностью 15 тыс. машин (выпускал Volvo Trucks и Renault Trucks) приостановил производство на неопределенный срок с начала февраля, в апреле представители компании заявляли, что планируют расконсервировать завод «до конца года». Производство Mitsubishi Fuso в Набережных Челнах было остановлено в апреле этого года и будет возобновлено в сентябре. Сейчас работают Scania и MAN в Санкт-Петербурге и Iveco в Миассе (данных по производству нет). Производит грузовики Mercedes-Benz и СП КамАЗа и Daimler в Набережных Челнах.
Коммерческий директор «Скании-Руси» Сергей Яворский в апреле прогнозировал падение рынка в 2015 году как минимум на 35%. Сейчас советник гендиректора «Скании-Руси» Андрей Чурсин рассчитывает на небольшое сезонное оживление к осени, но на следующий год прогноз «умеренно пессимистичный». «Если и будет рост, то небольшой — максимум 10%», — считает он. Собеседники „Ъ“ на рынке отмечают, что в условиях кризиса на рынке коммерческого транспорта среди иностранных брендов комфортнее себя чувствуют игроки, которые собирают машины в режиме крупноузловой сборки (SKD) и с небольшой максимальной мощностью производства. Это позволяет им не останавливать сборку и выпускать машины в небольших количествах, тогда как, например, Volvo для запуска мощностей необходим больший объем производства.
Руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев отмечает, что на фоне девальвации рубля и снижения издержек потребители переходят на более дешевую технику. Этим объясняется значительный рост доли локализованных производителей. Кроме того, отечественные грузовики участвуют в госпрограмме утилизации, которая дает существенное ценовое преимущество (более 10% от стоимости), в программе льготного лизинга. Традиционно существенный объем продаж им приносят госзакупки. Кроме того, государство субсидирует приобретение газомоторной техники. Андрей Томышев прогнозирует замедление темпов падения рынка грузовиков во втором полугодии именно за счет мощной господдержки, он ожидает, что по итогам года продажи все равно упадут на 50-60%.