«Господин Якунин не будет просто так отбывать срок в Совете федерации»
Глава РЖД нацелился на верхнюю палату
Владимир Якунин подтвердил, что намерен сменить пост главы РЖД на кресло сенатора. Представлять Калининградскую область в Совфеде ему предложил и.о. губернатора Николай Цуканов. Якунин вошел в число кандидатов на должность сенатора от области. Также в списке мэр Калининграда Александр Ярошук и нынешний член Совфеда Олег Ткач. Если Цуканов победит на губернаторских выборах в сентябре, он сам решит, кому из них быть сенатором. Эксперты уверены, что это будет глава РЖД. При этом для региональных чиновников выдвижение кандидатуры Якунина оказалось неожиданным, отметил корреспондент газеты «Коммерсантъ» Сергей Горяшко.
«Наш собеседник в мэрии Калининграда сказал, что от этого буквально все на ушах. Впрочем, губернатор заявил нам, что избирком зарегистрировал Якунина кандидатом в сенаторы, то же самое сказала представитель избиркома. На каком именно основании они его зарегистрировали, не ясно: Якунин не жил в Калининграде в течение пяти лет, не занимал там госдолжности, нет у него и статуса посла. Депутатом он тоже не был. Эксперты оценивают его назначение по-разному: некоторые считают, что Владимир Якунин действительно может перейти в Совет федерации, но тогда ему будет дана какая-то достаточно высокая должность, например, спикера или вице-спикера, другие отмечают, что это, возможно, лишь предвыборный пиар-ход губернатора Николая Цуканова», — сообщил Горяшко.
Господина Якунина и губернатора Цуканова связывают общественные проекты главы госкорпорации — форум «Диалог цивилизаций» и Фонд Андрея Первозванного. Владимир Якунин возглавил РЖД в 2005 году. С тех пор его полномочия трижды продлевались.
Владимир Якунин родился в 1948 году в деревне Захарово Владимирской области. В 1972 году окончил Ленинградский военмех. Затем работал в Институте прикладной химии. С 1975-го — инженер в комитете по внешнеэкономическим связям. С 1982-го — начальник иностранного отдела Физико-технического института им. Иоффе АН СССР. Через три года поступил на дипломатическую службу за рубежом. Был вторым, а затем первым секретарем постпредства при ООН. По данным некоторых СМИ, Якунин был офицером КГБ. В 90-е после возвращения в Россию занялся бизнесом. Участвовал в создании банка «Россия», входил в его совет директоров. В эти же годы — один из учредителей дачного кооператива «Озеро». С 1997-го — начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ. В 1999 году стал председателем совета директоров компании «Усть-Луга». В октябре 2000-го занял должность замминистра транспорта РФ, а с февраля 2002-го получил пост первого замминистра путей сообщения.
В верхней палате парламента Якунин мог бы заниматься проблемами транспорта, считает член комитета Совфеда по регламенту Владимир Федоров.
«Господину Якунину, может быть, и реально переходить в Сенат. Огромное количество задумок, которые у него есть, еще до конца не осуществлены. Работа в Сенате подразумевает обязательное оставление своего поста. А то, что господин Якунин готов для работы в Совете федерации, — неоспоримый факт. Владимир Иванович будет замечательным двигателем транспортных законов, потому что он ведь не только возглавлял РЖД — он знает и тематику Москвы, он был заместителем министра транспорта. Знаю, что человек он небесталанный и просто так отбывать срок в Совете федерации не будет, а будет работать», — уверен Федоров.
Если Владимир Якунин войдет в состав Совета федерации, ему придется покинуть пост руководителя РЖД. Сам Якунин заявил СМИ, что намерен уйти из компании после выборов губернатора Калининградской области. Вряд ли Якунин будет рядовым сенатором. Конкуренцию ему может составить разве что спикер палаты Валентина Матвиенко. Так считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«Калининградская область — проблемный регион, поэтому выведение такой тяжелой фигуры на усиление, может быть, в какой-то степени логично. Но если он войдет в Сенат, то это, конечно, очень серьезное ослабление Матвиенко, потому что Якунин — фигура первого порядка, и минимум, что он там получит, — это вице-спикера, ну и, возможно, возглавит какое-нибудь направление по транспорту. Вопрос, на самом деле, кто после этого будет в РЖД. С уходом Якунина, какой бы кандидат ни пришел, аппаратный вес РЖД серьезно потеряет, и вопрос, как он будет компенсироваться. Плюс ко всему там будет перестроена, возможно, вся система, связанная с органами контролирующей исполнительной власти. Думаю, там уже какая-то система подготовлена», — отметил Абзалов в эфире «Коммерсантъ FM».
В июне 2013 года СМИ со ссылкой на пресс-релиз правительства распространили информацию о том, что Владимир Якунин покидает пост главы РЖД якобы по распоряжению председателя правительства Дмитрия Медведева. Они также писали, что его место займет первый вице-президент компании Александр Мишарин. Буквально спустя полчала в пресс-службе РЖД опровергли сообщения об отставке Якунина и возложили ответственность за информационный вброс на хакеров.