«Необходимо полностью пересмотреть закон, чтобы вернуть доверие туриста к отрасли»
Турагентов проверят на добросовестность
В России может появиться единый реестр турагентств. Об этом заявил Владимир Путин на заседании президиума Госсовета в Ялте в понедельник, сообщает ТАСС. По словам президента, единый перечень турагентств поможет сделать рынок туристических услуг более прозрачным и улучшить уровень сервиса. Профессор Российской академии народного хозяйства и эксперт по туризму Галина Дехтярь ответила на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Как вы расцениваете подобную инициативу, нужно ли создавать подобный реестр в России?
— Дело в том, что такой реестр существует. Но самый главный вопрос — кто будет его вести? Если речь идет об общественных организациях, то сегодня существует некий общественный реестр с одной стороны, и с другой стороны существует уполномоченные агентства у каждого туроператора.
Поэтому турист, выбирая тур, выбирая тот магазин, где он купит этот тур, может посмотреть на сайте крупного туроператора, является ли агентство уполномоченным. Если к этому подключится государство и будет регулировать отрасль больше и чаще, будет принят новый закон, то в этой ситуации туристы будут более безопасно покупать свои туры.
— То есть действительно уйдут недобросовестные игроки с рынка?
— Ну, если речь будет идти о том, что мы говорим о государственном регулировании, это один вопрос. Тогда, если к этому подключится государство, оно будет проверять наличие опытных работников, то, что было когда-то в лицензировании, наличие договора с туроператорами и так далее. Но если это будет заявительного плана с вступительным взносом, так, как существует это сегодня, то, естественно, на рынке будут по-прежнему оставаться те турагенты, которые, оформляя туристов, не будут проводить даже эти путевки. И в случае банкротства туроператора вполне понятно, ни один турист не получит свои деньги.
— Я так понимаю, все равно какой-то перечень критериев должен быть для отбора, это будет не просто заявка, об этом, насколько я понимаю, и говорил Владимир Путин в понедельник на заседании президиума Госсовета в Ялте. Некоторые критерии вы уже назвали, тогда получается, что новым агентствам будет очень сложно попасть в подобный реестр, если они будут появляться?
— Конечно, естественно. С 1996 года мы имели обязательное лицензирование, обязательную сертификацию, и тогда рынок развивался. Именно тогда проверяли наличие помещения, то есть имеет ли фирма офис вообще, имеет ли профессионалов и стаж работы этих организаторов тура. Была обязательная сертификация, когда проверяли наличие договора. То есть имеет ли турагент право продавать туры в ту или иную страну, и имеет ли он там партнера, имеет ли он туроператора, который работает по данному направлению. И все это отражалось в актах.
Сегодня мы видим на сайтах турагентов, которые могут продавать тур на любое направление, не обязательно, что уполномоченное агентство туроператора работает только с ним. Поэтому турист покупает тур, увидев на сайте крупного туроператора этого агента, может купить тур и потом в ваучере увидеть, что он едет совершенно через другого туроператора, к своему удивлению. Для того, чтобы этого не было, необходимо все-таки ввести механизм госрегулирования.
Потому что сегодня существует постановление, которое выставляет требования к организации турагентской деятельности, — постановление правительства, которое не выполняется. И существует несколько государственных стандартов, которые устанавливают нормы работы турагентских компаний. И выполнение этого тоже никто не проверяет, потому что это все сегодня добровольно.
— А что касается самих туристов, мы привыкли, что люди «голосуют кошельком» — покупают те туры, которые подходят им по деньгам, грубо говоря, те, которые дешевле. Если новые агентства будут предлагать, естественно, тур дешевле, то к ним и пойдут, и неважно, попадают они в реестр или не попадают.
— Конечно, турист будет голосовать кошельком, вполне понятно. Поэтому речь идет о том, что мы ждем, и ждем уже давно после банкротства крупных туроператоров, информацию о том, что будут все-таки внесены изменения или будет написан заново закон об основах туристской деятельности, будет введено страхование туров, каждого тура в отдельности, типа ОСАГО. То есть если турист едет за 100 тыс., он получает в случае банкротства туроператора полную сумму. Если он едет за 50, он получает свои 50, а не среднее арифметическое, когда берется общая сумма банковской гарантии и делится на всех пострадавших туристов.
— Скажите, а сейчас как-то меняется отношение туристов к своей безопасности, к защищенности, к турагентствам в связи с последними банкротствами или нет?
— Сейчас мы наблюдаем такую ситуацию, что многие туристы бронируют туры сами, потом очень часто даже знакомые звонят и говорят: «Ты знаешь, а оказалось, что я забронировал, и у меня получилось даже дороже, чем в турфирме, но зато я более безопасно поеду, потому что я все бронирую, все оплачиваю сам». То есть сегодня тенденция к интернет-бронированию не просто сохраняется, она говорит о том, что люди решили голосовать своим кошельком через самостоятельное интернет-бронирование туров.
— И люди потеряли доверие к туркомпаниям?
— Естественно, поэтому тут только появление не просто интереса, а появление профессионального подхода к организации изменения закона, потому что это все надо организовать, чтобы согласилась отрасль, согласились туроператоры, турагенты. Но есть еще очень немаловажные две составляющие — это перевозчики, в первую очередь сильные авиакомпании, а во вторую — страховой бизнес. Как только страховой бизнес согласится с тем, что сегодня нам необходимо страховать каждый тур, и что никакая гражданская ответственность туроператора, пусть даже в 100 млн, не покроет расходы туристов в случае банкротства компании, как мы наблюдаем на примере, например, компании «Лабиринт», то, что сейчас показывают у нас по телевизору, что наконец найден и будет возвращен в Россию директор компании.
То есть речь идет о том, что необходимо не просто пересмотреть, а полностью пересмотреть, и полностью модернизировать закон об основах туристской деятельности для того, чтобы вернуть доверие туриста к национальной отрасли, тем более что сегодня еще появляется «новый» вид туризма, забытый старый — это путешествие по нашей стране, который сегодня увеличивается, и вполне понятно, что здесь тоже очень много проблем, начиная от обязательной «звездности», которой сегодня у нас нет, безопасности средств размещения, которую вообще теперь никто не проверяет, кроме Роспотребнадзора по предварительной информации для гостиниц, чтобы они знали, что к ним придет Роспотребнадзор и будет у них что-то проверять и так далее. Поэтому очень много проблем, которые до сих пор пока не решены.