Вопрос выживания
Экспертиза
Татьяна Устинова,
писатель
Сегодня быть грамотным — это буквально вопрос выживания. Не вопрос образованности или интеллектуальности. Борьба за выживание долгое время велась в физической плоскости — кто сильнее, быстрее, у кого дубина увесистее, чтобы убить больше диких зверей и, обернувшись шкурами, выжить в морозы. Так развивалась наша цивилизация. В современном мире эта борьба переместилась в систему координат "грамотный — неграмотный". И не внуки, не правнуки, а мы еще застанем время, когда социальная принадлежность, статус будут определяться по тому, как, допустим, человек произносит слово "здравствуйте". Или по первой фразе все о нем будет ясно. Оценивая грамотность, будут принимать на работу, назначать зарплату и так далее.
Человек, не имеющий привычки к системному чтению, на мой взгляд, не способен жить. И дело вовсе не в том, что книга — источник знаний, как убеждали нас в Советском Союзе, где книгу возвели на пьедестал. Ведь для получения знаний в том утилитарном смысле, в котором мы сегодня это понятие применяем, нужно учиться в школе, вузе, читать учебную литературу, справочники. Какие новые знания мы можем почерпнуть, допустим, из "Войны и мира"? Даже об исторической эпохе, представленной в романе, невозможно судить без дополнительных источников, чтобы понять, что в книге подлинно, а что досочинил автор. Поэтому книга — это никакой не источник знаний, но она должна и может присутствовать в жизни каждого человека. В нужный момент она учитель, в другой — сочувствующий, в следующий — подруга... Причем книга эта может быть одна и та же.
Принуждение к чтению, как это, по сути, было в советской школе, закончилось. И сегодня это уже осознанный выбор. В то же время конкуренцию книге (вне зависимости от носителя) создает интернет — более привлекательная среда, где можно получить во много раз больше информации, картинок, ссылок, но есть и риск: сознание рассеивается. А читать — это сложно. Вот облизывать мороженое и пить пиво гораздо приятнее, чем читать, и вызывает в организме гораздо больше радости, чем складывание букв в слова. А ведь надо еще вникать в то, что хотел сказать автор, если речь о художественной литературе. Но те, кто выбирает путь пива и мороженого, проигрывает в борьбе за существование.
Возвращаясь в сегодняшний день, в Год литературы, мне кажется, что нам не хватает системы чтения, которая бы включала какие-то ориентиры, что стоит читать, а что нет. Ведь у человека подрастающего в голове такой системы быть не может. А с чем можно столкнуться в школе? Как пример, внеклассное чтение включает Солженицына и сагу "Сумерки"? Родители не профессиональные педагоги, и у них такой системы тоже вполне может не быть, советуют то, что сами читали. Детям, допустим,— "Незнайку на Луне", "Волшебника Изумрудного города", подросткам — Маркеса, Ремарка, Хемингуэя. А дальше что?