Золотое гоночное кольцо
Каждую вторую неделю июня провинциальный Ле-Ман превращается в столицу Франции и Мекку автоспорта. Одноименная гонка, не имеющая даже своей трассы (она на 90% проходит по дорогам общего пользования), умудряется кормить целый депрессивный департамент Сарта. Вот только вечно недовольные критики доказывают, что ситуация диаметрально иная.
Из опубликованного
Все начинается в полдень второй субботы июня, когда над стартовой прямой Circuit de la Sarthe пролетает группа истребителей, оставляя в небе след в виде триколора. В этом году, по данным организатора гонок, президента Automobile Club del'Ouest (АСО, Западный автомобильный клуб) Пьера Фийона, приехали более 260 тыс. зрителей из 24 стран. Интернет-статистика пока не обнародована, но в прошлом сезоне во время марафона "ле-мановский" сайт посетили 2,353 млн человек, еще 7,528 млн следили за ходом гонки по IPTV. Подобная посещаемость мировым первенствам в автоспорте даже не снилась — от "Формулы-1" и до WRC. Да, в США Indianapolis 500 и Daytona 500 собирают куда большую аудиторию, но популярность этих гонок не выходит за пределы Северной Америки.
28 мая АСО предоставил очередной отчет о своем благотворном влиянии на экономику департамента Сарта, центром которого является городок Ле-Ман. Арно Шерон, профессор местного университета и директор отдела экономических исследований бизнес-школы EDHEC, вывел красивую цифру €91,75 млн — это финансовая выгода Сарта от деятельности клуба. Также Шерон отчитался о создании 2456 рабочих мест, что составляет 1% рабочих мест всего департамента. Оборот клуба (являясь некоммерческой организацией, он не может оперировать термином "прибыль") увеличился до €52,3 млн с €38 млн в 2009 году, когда был опубликован предыдущий отчет. Основные источники дохода (по 40%) — реализация билетов и рекламные контракты с Audi, Dunlop, Elf/Total, Microsoft, Michelin, Motul, Porsche, Rolex и Shell. Остальные 20% принесли стартовые взносы участников, продажа прав на использования бренда и логотипа "24 heures du Mans" (под этим названием АСО проводит и мотоциклетные, и картинговые гонки, и даже гонки грузовиков), а также разрешений на телетрансляцию. По подсчетам газеты Le Figaro, компании France Televisions и Eurosport, вещавшие из Ле-Мана на 54 страны, заплатили автоклубу в сумме €1,8 млн.
Из спортивных мероприятий, прошедших во Франции в прошлом году, больший оборот зафиксировал только Roland Garros: порядка €277 млн. Общая же экономическая выгода (не путать с финансовой) департамента Сарта достигает €114 млн. И это еще не все. Арно Шерон вывел цифры и так называемой косвенной финансовой выгоды: €29,6 млн против €27,6 в 2009 году. Имеется в виду совокупный доход мотелей, ресторанов, магазинчиков и кафе, полученный в период проведения гонок.
Полученные АСО деньги по большей части вкладываются в инфраструктуру гоночного комплекса — с ведома совета, в который входят представители профсоюзов, городских и региональных властей.
Высочайший сезон
Сказать, что марафоном живет весь департамент,— не сказать ничего. Цены бессовестно задираются буквально на все. В отличие от остальных 50 недель года, весь общепит и питейные заведения в примыкающих к Circuit de la Sarthe городках работают глубоко за полночь, а на улицах до самой темноты стоят очереди из желающих попасть внутрь. То же с ночлегом: места в отелях в радиусе 100 км от трассы бронируются как минимум за год. Номер в двухзвездном Paddock Hotel размером 4 на 4 метра оценен в €990 за три ночи. На меньший срок просто не сдадут.
24 heures du Mans проходит в основном по дорогам общего пользования, которые на время гонки (а также тренировочных заездов) закольцовываются в Circuit de la Sarthe длиной 13,6 км. Все остальные соревнования под эгидой автоклуба проходят на стационарных трассах Circuit Bugatti (4,2 км), Circuit de Maison Blanche (1,9 км) и Circuit Alain Prost (0,9-1,2 км, в зависимости от конфигурации), пристроенных к главной. "Мы стремимся к тому, чтобы наши мероприятия проходили приблизительно раз в две недели,— рассказывает Пьер Фийон.— В итоге в прошлом году их посетили в общей сложности 645 тыс. человек".
Организованные клубом мотогонки GP de France Moto и 24 heures Motos сгенерировали соответственно €6,6 и €2,6 млн. дохода. Весьма прибыльным оказалось и самое юное детище АСО — гонки олдтаймеров Le Mans Classic, которые проводятся с 2002 года. В 2014-м они собрали €10,4 млн. В нынешнем году клуб оперативно договорился о дополнительном перекрытии дорог — чтобы Le Mans Classic имела тот же маршрут, что и большая гонка.
Не автоспортом единым
Еще €6,2 млн в прошлом году заработала одна из первых в Европе школ автопилотажа, которая базируется на Circuit Bugatti. Да, список ее выпускников, среди которых есть и чемпионы мира, плохо сочетается с такой вольностью, как свободное посещение. Но АСО уже не раз доказывал, что знает, как делать деньги. Впрочем, основную выручку школе обеспечивают не родители, грезящие о карьере Алена Проста для своих чад, а рядовые водители — для них разработано несколько контраварийных программ.
Примерно €900 тыс. принесли в копилку автоклуба разовые мероприятия вроде семинаров, презентаций и тест-драйвов. Дальше других производителей в этом сотрудничестве с АСО пошел Porsche. Аккурат к своей 17-й победе в Ле-Мане (Porsche стартует в "сутках" с 1951 года) компания отгрохала за €7,5 млн. научно-исследовательский центр, втиснув его между основной трассой и Circuit de Maison Blanche. Теперь гости легендарной марки смогут следить за суточным дерби с террас и трибун фирменного здания площадью 2,6 тыс. кв. м. Конечно, соседство Porsche Experience Center сразу с тремя трассами поможет клиентам научиться использовать потенциал спорткаров из Цуффенхаузена .
Расписание занятий
"В обозримом будущем наша цель — достичь отметки 300 тыс. зрителей",— делится планами Пьер Фийон. Организаторы составили расписание так, что болельщикам есть чем себя занять все семь дней до главного события. В понедельник и вторник болиды проходят административно-техническую инспекцию — но не в закрытых ангарах и боксах, как в других сериях, а в самом центре города. В среду и четверг — тренировки и квалификация. Основное событие пятницы — "парад пилотов", дефиле открытых олдтаймеров с экипажами предстоящих соревнований по главной улице городка. Парад предваряет променад новейших моделей спорткаров и суперкаров, которым приходится буквально протискиваться сквозь толпы зрителей.
На саму гонку попасть дешевле, чем за €30, не получится. Место на главной трибуне оценивается в €100. Самый же дорогой билет, с доступом на пит-лейн, обходится впятеро дороже. Добраться до Ле-Мана из Парижа можно за час на скоростном поезде TGV (€70), как это делает, например, предприниматель Евгений Касперский, спонсирующий заводскую команду Ferrari.
Шерше Ле-Ман
Сейчас организаторы делают ставку на семейное посещение гонок. Дело в том, что большую часть времени (а гонка проводится с 1923 года) аудитория марафона на 90% была мужской. Суровые мужчины загружались в автомобили с палатками, грилями, нехитрой снедью, алкоголем и — особый шик — диванами. То есть старались тратиться в Ле-Мане исключительно на парковочное место в одном из кемпингов вдоль "кольца". Согласитесь, подобный туризм — сплошное расстройство для малого бизнеса департамента Сарта. Другое дело — отдых семейный, с женами и детьми. Развлекательная программа мероприятия была расписана буквально по минутам. Две главных инновации этого сезона — "детский" и "женский" павильоны. Помимо игровой площадки и центра по уходу за самыми маленькими, организаторы предложили в этом году обширную аниматорскую и спортивную программу для подростков, пригласили множество шоу вроде Fun Fair. В общем, сделали все, чтобы чада не канючили "хочу домой", а рассказывали потом друзьям, как же в Ле-Мане было круто. "Женский павильон" площадью 400 кв. м работал нон-стоп с 9:00 субботы и до 14:00 воскресенья. И нет, он не был посвящен ретроспективе выступлений амазонок в 24 heures du Mans, хотя архивариусам есть что рассказать по этому поводу. Это же Франция, и все предварительно зарегистрировавшиеся на сайте дамы смогли бесплатно сделать маникюр-педикюр-массаж-макияж. А на выходе устроить с профессиональным фотографом постановочную сессию с новой прической в открытом Mercedes-Benz 190SL 1955 года. Параллельно работала зона отдыха, где можно было просто релаксировать или участвовать в дискуссиях на феминистские темы. Или совершенствовать водительские навыки на тренажерах и симуляторах. В ближайшем будущем дамам предложат еще и бесплатный курс водительской практики. Всего же в ближайшие три года в сектор Le Mans Resort будет инвестировано €10 млн.
Впрочем, без ретроспективы не обошлось. По давно заведенной традиции в субботу кольцо на час отдается на откуп спорткарам-ветеранам, которые выходили здесь на старт в прошлом веке. На этот раз установили временные рамки с 1949-го по 1968 год. Отдельной программой выступил Aston Martin: британцы не только привезли почти четыре десятка своих гоночных болидов, но и устроили прогон дорожных суперкаров, включая модели, только готовящиеся к производству. Для тех, кто приезжает на гонку не столько ради автомобилей, сколько ради тусовки, начиная с 20:00 среды и до самой ночи субботы играли диджеи и выступали всевозможные группы. В этом году среди приглашенных были мало знакомые у нас, но от того не менее популярные в Европе Loran, Heymoonshaker, Charlie Winston, Moule, Dixon Brothers, Cali, Trinity. Не были забыты и примерные прихожане, привыкшие в воскресенье посещать мессу,— для них постоянно была открыта церковь La Chapelle, построенная на одноименном повороте трассы.
24 часа обмана
Но так ли все безоблачно над стартовой прямой Circuit de la Sarthe в частности и над АСО вообще? Критики на самом деле хватает. Главные вопросы: во сколько городу и всему департаменту обходится увлечение гонками и какова истинная ценность тех рабочих мест, о которых так любит рапортовать автоклуб? Точные цифры расходов никогда не публикуются, как и данные по инвестициям. Есть лишь обрывочные сведения, воссоздать по которым всю картину не представляется возможным. Так, по словам Жан-Мари Жево, президента генерального совета департамента Сарта, начиная с 2004 года, в инфраструктуру гоночного комплекса было вложено €60 млн. Причем половину этой суммы выделил профсоюз с формулировкой "на улучшение норм труда". И все бы хорошо, но создаваемые АСО рабочие места по большей части временные, заработная плата на них минимальна. А ради пущей экономии даже на высококвалифицированные вакансии клуб старается брать волонтеров, благо болельщиков на родине автоспорта хватает. Но даже если бы все 2456 рабочих мест, организованных АСО, были постоянными, удручающей картины роста безработицы они бы не изменили. На сегодня на ле-мановской бирже труда зарегистрированы 29,1 тыс. человек.
АСО, один из пяти крупнейших автоклубов в Европе, часто сравнивают с подростком, который давно окончил школу, но живет с родителями. Он не платит ни за питание, ни за жилье, ни за одежду, ездит по выходным на папином авто и регулярно получает на расходы. Особенно недоброжелателей раздражает просочившийся в прессу размер зарплаты президента АСО Пьера Фийона: после уплаты налогов, без премий и бонусов она составляет €12,3 тыс.— это очень много для региона, где средний месячный заработок близок к "минималке" в €1,5 тыс. И это при том что Фийон возглавляет некоммерческую организацию с внешним управлением, сидящую на субсидиях из местных бюджетов. Так что неожиданный визит на гонку этого года главы государства Франсуа Олланда может означать желание центральной власти разобраться с ситуацией вокруг ле-мановского "кольца", похожей на круговую поруку.