Раскаяние не гарантировало условные сроки
Признавшиеся в пытках полицейские приговорены к колонии общего режима
Балахнинский городской суд приговорил бывших оперуполномоченных уголовного розыска ОМВД России по Балахнинскому району Артема Чумакова и Романа Лапшинова, обвиняемых в пытках задержанного, к трем с половиной и трем года колонии общего режима соответственно. Бывшие полицейские признались в избиении гражданина Узбекистана Лазиза Ниязова, но все равно получили реальные сроки. Защита готовится обжаловать приговор. Потерпевший хочет подать иск о компенсации морального вреда.
Сегодня Балахнинский городской суд Нижегородской области вынес приговор в отношении двух бывших оперуполномоченных уголовного розыска ОМВД России по Балахнинскому району. Артем Чумаков и Роман Лапшинов обвинялись по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия).
Согласно материалам уголовного дела, в конце мая они приехали к дому Лазиза Ниязова в поселке Большое Козино (Нижегородская область), где он живет с женой, пожилой матерью и двумя несовершеннолетними детьми. Потребовав проехать с ними в отдел, уже в машине полицейские обвинили Лазиза Ниязова в краже колес с машины одного из сотрудников полиции и рекомендовали признаться в краже, угрожая «закопать в лесу». Когда тот отказался оговаривать себя и коллег, его отвезли в лес и избили, а затем увезли в дежурную часть райотдела полиции, где угрозы продолжились. В первом часу ночи, не добившись признания, Лазиза Ниязова выпустили, после чего он обратился в травмпункт, зафиксировав сотрясение мозга и многочисленные ушибы по всему телу. На следующий день он обратился за юридической помощью в МРОО «Комитет против пыток» (теперь Комитет по предотвращению пыток, КППП). Позже Артем Чумаков еще раз приезжал к потерпевшему домой и просил прощения, объясняя, что Лазиза Ниязова «подставили и оговорили». Встреча была зафиксирована камерами видеонаблюдения, которые установили правозащитники, чтобы обеспечить безопасность заявителя. В середине июня следствие признало Лазиза Ниязова потерпевшим, а оперативники написали явки с повинной, признав, что незаконно применили насилие.
В ходе судебного процесса подсудимые ходатайствовали о рассмотрении дела в особом порядке. В перерывах между заседаниями они поясняли журналистами, что пошли на это, чтобы получить условные наказания. «У меня двое детей, один из них инвалид, за которым нужен постоянный уход»,— рассказал Артем Чумаков. Из разговора с их сослуживцами, которые пришли поддержать бывших коллег, стало понятно, что во всех своих бедах полицейские винили неких наркоторговцев, на след которых они вышли, но те оказались хитрее и подставили их.
Несмотря на особый порядок, суд приговорил бывших полицейских к реальным срокам. Артем Чумаков и Роман Лапшинов получили три с половиной и три года колонии общего режима соответственно. Также они больше не смогут занимать должности в правоохранительных органах. Во время оглашения приговора Роман Лапшинов не смог сдержаться и заплакал. Артем Чумаков не стал дожидаться, когда его попросят в клетку, и сам туда зашел, где на него надели наручники.
Суровым приговором была удивлена не только сторона защиты, которая намерена обжаловать его, но и сторона потерпевшего. «Я ожидал, что будет реальный срок, но не думал, что такой большой,— сказал “Ъ” юрист КППП Сергей Шунин.— Возможно, это связано с тем, что осужденные так и не компенсировали моральный вред, в своем последнем слове они отделались формальными фразами. Сейчас мы будем добиваться присуждения справедливой компенсации морального вреда».