Мэрия накажет байкеров и автомобилистов за лишний шум
Столичных чиновников беспокоит езда без глушителей и громкая музыка
Московские власти хотят усилить наказание для водителей, которые ездят на мотоциклах и автомобилях без глушителя. Высокий уровень шума от транспорта серьезно беспокоит жителей, показывают соцопросы. Для решения проблемы нужно создать спецподразделения ГИБДД, оснащенные шумомерами, считают в мэрии. В регионах Госавтоинспекция подобные рейды проводит уже давно, штрафуя нарушителей на 500 руб. Эксперты считают, что для снижения шума в городе необходимы другие меры.
В ходе проведенных недавно соцопросов 90% столичных респондентов высказались за «введение штрафов или ограничений для тех, кто ездит без глушителя», рассказал в интервью M24.ru глава департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский. «Из-за этого шума действительно невозможно спать»,— заявил он. По его мнению, нужно создать специальную круглосуточную шумовую службу при ГИБДД или при департаменте транспорта Москвы. «Шумомер — это не такое уж дорогое удовольствие»,— считает чиновник (цены начинаются от 2 тыс. руб. в «Яндекс.Маркете»). Для усиления контроля, считает господин Кульбачевский, нужно ввести в ПДД запрет на езду без глушителя.
Сейчас, впрочем, в правилах такой запрет уже закреплен. «Неисправность системы выпуска отработавших газов» входит в перечень условий, при которых запрещена эксплуатация автомобиля: штраф составляет 500 руб. согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ (управление машиной, на которой запрещено ездить) либо по ст. 8.23 КоАП РФ (эксплуатация транспортных средств с превышением нормативов уровня шума).
Региональные подразделения Госавтоинспекции уже давно практикуют борьбу с шумными машинами. К примеру, управление в Иркутске в июле устраивало рейды против владельцев машин, переоборудованных для соревнования по дрифтингу (управляемые заносы). Спецмероприятия проводились по заявлениям жителей, которые жаловались на нарушение ночной тишины. Белгородское УГИБДД за шесть месяцев 2015 года составило более 4 тыс. материалов против водителей по ст. 12.5 и 8.23 КоАП РФ. «Автомобили с незаконно установленными прямоточными глушителями создают неудобство ростовчанам, особенно в ночное время,— говорят в УГИБДД Ростовской области.— В связи с таким поведением автовладельцев в Госавтоинспекцию регулярно поступают обращения граждан с просьбой принять меры по отношению к нарушителям». Московским управлением ГИБДД такие рейды проводятся крайне редко.
Что конкретно нужно поменять в работе Госавтоинспекции, господин Кульбачевский не уточнил. Член комиссии Мосгордумы по экологической политике Валерий Теличенко заявил, что депутаты готовы рассмотреть необходимые поправки к столичному закону о тишине. «Автомобили и мотоциклы без глушителя — это серьезный источник шумового загрязнения,— заявил он “Москве 24”.— Нужно принимать меры, которые охладят пыл любителей грохота». «Кстати, нарушают тишину не только байкеры и стритрейсеры, но и автомобилисты, которые включают громкую музыку среди ночи,— добавил господин Кульбачевский.— Будем думать, как решить эту проблему».
По его словам, в Москве больше всего шума издает автотранспорт, второе место занимается авиация, третье — электрички. В Москве (без учета присоединенных территорий) 70% площади находится в зоне, где шумовое воздействие превышает нормы на 5–10 дБ. «Наша задача к 2030 году снизить количество таких территорий до 30–40%, то есть в два раза»,— заявил господин Кульбачевкий. Мосгордума в 2015 году приняла законопроект, вводящий штрафы за шум во время ремонтных работ в многоквартирных домах. Производить такие работы запрещается с 19:00 до 9:00, а также в обеденный перерыв — с 13:00 до 15:00. Нарушителям грозят штрафы до 80 тыс. руб.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов говорит, что некогда популярная у автомобилистов установка прямоточных глушителей (позволяет увеличить отдачу от двигателя, при этом повышается шум) постепенно «уходит в прошлое». А вот шумный выхлоп для мотоциклистов – это «способ идентификации на дороге». «Байкеры подвергаются на дорогах большему риску, поскольку водители редко пользуются боковыми зеркалами,— говорит он.— Поэтому им лучше быть громче». Петр Шкуматов заметил, что громкий выхлоп у мотоциклов и автомобилей автоматически не означает нарушение. Многие транспортные средства с завода комплектуются громкими выхлопными системами и легально ввозятся в РФ после сертификации. Часть автопроизводителей целенаправленно работают над громким и особенным звучанием системы выпуска у спортивных версий моделей, например Audi, BMW, Lamborghini.
Как пояснил "Ъ" заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин, легально ввезенные в РФ и официально сертифицированные легковые автомобили не могут издавать шум более, чем 74 дцб, это прописано в техрегламенте о безопасности колесных транспортных средств. «Замеры производятся по специальной технологии, однако она не может учитывать абсолютно все режимы движения и работы двигателя,— пояснил он "Ъ".— Автопроизводители об этом знают и идут на определенные хитрости. Поэтому звук машины может быть слегка громче нормативного в тех режимах работы, которые не проверяют на сертификации. Но это не критичное превышение, нарушения в этом никакого нет. Другой вопрос — это прямоточные глушители, которые и издают сильнейший шум при езде. Это уже незаконное вмешательство в конструкцию машины, это чревато запретом эксплуатации и штрафом».
«Пусть тогда меняют стандарты, а не бегают с шумомерами,— резюмирует господин Шкуматов.— А у ГИБДД и так сокращение кадров, откуда они возьмут людей для спецотрядов? Департамент природопользования пусть лучше высаживает вдоль шумных трасс кустарники и деревья. Они не дают шуму отражаться, срабатывая как шумопоглотители. Это позволило бы усилить заодно и безопасность пешеходов, которые станут реже выбегать на проезжую часть».
«Езда без глушителя или с громкой музыкой — это показатель развития мотокультуры и культуры вождения в целом,— говорит глава марки Harley-Davidson в России и СНГ Антон Прохоров.— Отсутствие глушителя — явный знак того, что с уважением к участникам дорожного движения у владельца транспортного средства проблемы. Как мне кажется, дело даже не в пресечении, а в предупреждении и профилактике. Можно попробовать ввести заградительные нормы, ужесточить ответственность и т.д. Но мне кажется, что более действенным выходом может стать просвещение и воспитание, особенно с учетом того, что количество мотоциклистов неуклонно растет. Новое поколение должно сформировать новую культуру вождения, где нарушение покоя других граждан не будет считаться чем-то нормальным».