«Соллерс» остался без Land Cruiser Prado
Производство внедорожников Toyota в России закрывается
Дальневосточное СП «Соллерс-Буссан» по производству внедорожников Toyota Land Cruiser Prado прекратило выпуск машин, соглашение о сотрудничестве расторгнуто. В Toyota причиной закрытия проекта называют «экономическую нецелесообразность», эксперты считают, что и другие сборочные СП «Соллерс» в зоне риска.
Обновленный внедорожник Toyota Land Cruiser Prado выпускается на заводе Toyota Tahara и будет импортироваться в РФ из Японии, следует из сообщения Toyota. Ранее модель производилась на мощностях завода «Соллерс» во Владивостоке («Соллерс-Буссан» — паритетное СП «Соллерса» и Mitsui). Как пояснил дистрибутор Toyota в России, сборка была прекращена 26 июня, а четырехстороннее соглашение (между «Соллерсом», «Соллерс-Буссан», Mitsui и Toyota Motor Corp.) уже расторгнуто. В Toyota уверяют, что разрыв договора не связан с текущей рыночной ситуацией и не имеет политической подоплеки: «Партнеры пришли к заключению, что проект экономически нецелесообразен в долгосрочной перспективе». СП работает в рамках соглашения о промсборке на 25 тыс. машин.
В «Соллерсе» сообщили, что совместно с Mitsui компания «рассматривает возможность производства» других моделей на «Соллерс-Буссан», поэтому сокращение персонала на заводе не планируется. Источники „Ъ“, знакомые с ситуацией, рассказывают, что стороны договорились о том, что Toyota Motor Corp. выплатит «Соллерс-Буссан» часть затрат, связанных с закрытием проекта. Другой собеседник „Ъ“ в отрасли утверждает, что решение о расторжении сотрудничества Toyota приняла в одностороннем порядке около полугода назад.
Площадка «Соллерса» на Дальнем Востоке состоит из двух производственных компаний: «Мазда-Соллерс мануфэкчуринг Рус» и «Соллерс-Буссан». Мощность завода — 60 тыс. машин, полная проектная — 100 тыс. машин в год. В 2014 году объем производства составил 68 тыс. машин и остался на уровне прошлого года. «Соллерс-Буссан», основанное в 2010 году, запустило крупноузловую сборку Toyota Land Cruiser Prado в феврале 2013 года. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 году продажи Land Cruiser Prado в России составили 17,4 тыс. машин (рост на 20%).
Собеседники „Ъ“ на рынке считают, что для того чтобы продолжать получать прибыль от предприятия, необходимы большие объемы производства и локализация. При этом углублять локализацию по одной модели, тем более такой «немассовой», не имеет смысла — это было бы интересно при объемах выпуска от 40 тыс. машин и выше, уверен другой источник „Ъ“. При этом у Toyota есть и собственное соглашение о промсборке: компания собирает модель Camry в Петербурге. В 2014 году производство выросло на 2,6%, до 36,6 тыс. машин (по последним данным, локализация составляет 30%). В рамках обязательств по промсборке в 2015 году компания должна увеличивать мощности с 50 тыс. до 100 тыс. машин в год. В 2016 году в планах запустить в производство модель RAV4.
Для «Соллерса» инвестировать в СП также не очень интересно, полагают собеседники „Ъ“: компании нужно серьезно вкладываться в модернизацию УАЗа. Источник „Ъ“ полагает, что для «Соллерса» проект был в первую очередь «политическим»: это связано с важным для правительства вопросом развития Дальнего Востока. В сентябре 2014 года Минэкономики и Приморский край подписали соглашение о создании во Владивостоке особой экономической зоны (ОЭЗ) на базе «Соллерса».
Управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев отмечает, что поиск нового партнера для «Соллерса» будет затруднительным: до окончания соглашения о промсборке осталось три года, при этом «рынок тяжелый, быстрого восстановления не ожидается». Мелкие партии машин СП начинало выпускать в режиме крупноузловой сборки как шаг к дальнейшему развитию. Сейчас «Соллерс-Буссан» по соглашению о промсборке необходимо увеличивать локализацию, но ни одна сторона не была намерена вкладывать дополнительные инвестиции. Господин Бончев полагает, что аналогичных расторжений договоров можно ожидать и от других дальневосточных проектов «Соллерса».