Пока живой — есть гарантии
Правительство разрешило себе помогать компаниям с явно проблемными финансами
"Неудовлетворительное" состояние компании не является теперь основанием для отказа ей в получении госгарантий. Правительство отредактировало правила выдачи гарантий, опубликованные в августе 2012 года и с марта 2015 года требовавшие "удовлетворительности" ситуации с финансами в качестве условия для получателя госпомощи по решению правительственных структур. Компании в процедуре банкротства, как и ранее, получателями госгарантий быть не могут.
Опубликованное вчера постановление N839 от 13 августа 2015 года детализирует правила предоставления госгарантий, зафиксированные аналогичным документом N825 от 14 августа 2012 года. Теперь госгарантии могут получить и "юридические лица, находящиеся в неудовлетворительном состоянии".
С 2012 года при наличии у компании просроченной задолженности перед РФ или в целом бюджетной системой "при условии особой значимости юридического лица для отдельных отраслей экономики" Белый дом может самостоятельно принимать решения о гарантиях — по его кредитам или облигациям. Отбор юрлиц-должников для предоставления государственной гарантийной поддержки проводит правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции — в нее превратилась в 2010 году комиссия по координации действий правительства в условиях кризиса, которую первый вице-премьер Игорь Шувалов возглавлял с 2008 года. Представления готовят межведомственные комиссии при Минфине (для стратегических предприятий, которым гарантируется до 70% обязательств) и Минэкономики (для остальных покрытие — до 50% обязательств).
Редакция правил, поправки к которой и зафиксированы в постановлении, снимает обязательное требование удовлетворительного финансового состояния получателя господдержки. Оно было введено постановлением правительства N189 от 3 марта и продержалось менее полугода. Вместо этого правила теперь обязывают комиссии (правительственную и межведомственные) обосновывать особую значимость компании-неудачника для отрасли. При наличии же долгов перед бюджетами Минфину нужно будет представить "выводы о неспособности юрлица исполнить обязательства по погашению просроченной задолженности".
Раздел, описывающий, какие данные нужно предоставить о компании, находящейся в неудовлетворительном состоянии, для обеспечения ее доступа к госгарантиям, включает методику, определяющую, какое именно состояние обратившейся за поддержкой компании можно считать "неудовлетворительным". Среди критериев — отношение стоимости чистых активов к уставному капиталу (последний не может быть ниже минимального), коэффициенты покрытия основных средств собственными средствами и текущей ликвидности (более 1), рентабельность продаж и норма чистой прибыли (должны быть неотрицательными). Рассматривать обоснования и результаты финансового анализа, как и в случае с обычными получателями госгарантий, будет Минфин. При наличии решения правительства о выдаче госгарантий ведомству предписывается договор о них заключить, а на ограничения, связанные с финансовым состоянием и долгами, внимания не обращать.
Напомним, в 2015 году в РФ возникла практика, при которой банки, кредитующие активы оборонно-промышленного комплекса или входящие в перечень системообразующих, при возникновении споров о платежах демонстрировали намерения инициировать банкротство должников, затруднив тем самым предоставление им госгарантий. Так, весной 2015 года Альфа-банк угрожал Уралвагонзаводу подачей иска о банкротстве в рамках спора о кредите на 6 млрд руб. подконтрольного УВЗ "ЧТЗ-Уралтрака". Ранее угроза банкротства звучала в спорах о реструктуризации долгов "Мечела" ВТБ и Сбербанку. Однако, несмотря на отказ правительства от требования финансовой состоятельности потенциальных получателей господдержки, речи о разрешении предоставлять госгарантии компаниям, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, пока не идет. Пункт, запрещающий предоставление госгарантий несостоятельным компаниями, в нынешней редакции сохранен.