Регионы получили видимость профицита

Красивый баланс их бюджетов вызван сжатием расходов

Вызванный преимущественно девальвацией заметный рост налоговых доходов регионов в первой половине 2015 года во втором полугодии замедлится, прогнозирует Fitch Ratings. По прогнозу агентства, вместе с увеличением капитальных расходов конца года это создаст сложности для исполнения бюджетов субъектов и окажет давление на их кредитоспособность. Федеральный центр не спорит с тем, что текущий профицит региональных бюджетов не отражает их реального состояния, поскольку получен за счет искусственного сжатия расходов территорий на фоне разового всплеска доходов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Опубликованная ранее минфиновская отчетность об исполнении бюджетов субъектов РФ в первой половине 2015 года выглядит весьма оптимистично. Налоговые доходы регионов на 1 июля 2015 года в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года выросли на 12%. Один из двух главных для территорий налогов — на прибыль — показал рост сразу на 26%. Второй базовый налог — НДФЛ — вырос скромнее, на 4%. Суммарно региональные бюджеты исполнены с внушительным профицитом в 353 млрд руб. (годом ранее — в более благополучной первой половине 2014 года профицит был равен 83 млрд руб.). Такой расклад заметно отличается от ситуации с федеральным бюджетом, который в первом полугодии был "закрыт" с дефицитом в 900 млрд руб.

Fitch в своем вчерашнем сообщении прогнозирует замедление роста налогов во второй половине года. Для налога на прибыль это объясняется тем, что разовый эффект девальвации рубля сойдет на нет и финансовые показатели в корпоративном секторе ослабнут. В первом полугодии поступления этого налога поддерживались высокой прибылью экспортных компаний, получивших преимущества от обвала курса рубля в конце 2014 года. Кроме того, отмечает агентство, "высокий объем государственного оборонного заказа также подкреплял рост поступлений от налога на прибыль организаций". Сборы НДФЛ, выросшие лишь на 4% к первому полугодию прошлого года (ниже инфляции), сильнее расти уже не будут, поскольку привязаны к доходам населения. Сейчас в правительстве РФ ожидают роста зарплат в 2015 году в среднем на 3,9%, что вдвое ниже прежних темпов увеличения. Это объясняется не только общей ситуацией в экономике, но замораживанием роста зарплат в госсекторе.

В Fitch отмечают, что профицит первой половины года "обусловлен жестким контролем за расходами в регионах". Действительно, по отчетности Минфина, расходы субъектов выросли всего на 4%, что значительно ниже 16-процентной инфляции в стране и заметно меньше, чем траты федеральной казны (плюс 18%). В сочетании с разовым всплеском по налогу на прибыль такое сжатие расходов и дало временный профицит. С тем, что он не отражает реального положения дел, не спорят и федеральные власти. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая ранее в Совете федерации, назвала профицит "мнимым". По расчетам палаты, основная нагрузка на регионы ляжет во втором полугодии, и год они закончат с дефицитом в 950 млрд руб. Глава Минфина Антон Силуанов в Госдуме говорил, что "сегодняшний профицит обманывать не надо, превратится в дефицит".

Напомним, в июне другое агентство — Standard & Poor`s (S&P) — предупреждало, что российские регионы подвергаются возрастающему риску дефолтов (см. "Ъ" от 5 июня). В S&P тогда пришли к выводу, что возросшие из-за майских указов президента "негибкие социальные расходы" почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг, финансируя текущие расходы за счет заемных средств.

Вадим Вислогузов

Вся лента