Правила игры
в доменные споры на футбольном поле рассматривал корреспондент отдела "Потребительский рынок" Роман Рожков
Век высоких технологий и повсеместное распространение интернета требуют от звезд спорта и шоу-бизнеса пристально следить за своей репутацией. Особенно в интернете, где появление ресурсов, использующих в своих названиях имена популярных артистов и спортсменов, не может радовать знаменитостей. В такую ситуацию попал и аргентинец Лионель Месси, которого многие — и, пожалуй, резонно — считают лучшим футболистом в истории. На днях нападающий испанской "Барселоны" подал в международный арбитражный центр, специализирующийся на разрешении доменных споров, жалобу на владельцев доменных имен Messi.com и Lionelmessi.com.
Messi.com принадлежит англичанину Льюису Джампу, а прежним его владельцем начиная с 2008 года был британский киберсквоттер Энди Бут. Ему же — также с 2008 года — принадлежит и домен Lionelmessi.com. Оба домена использовались в недавнем прошлом для фанатских страниц футболиста, и тем не менее Месси не понравилось, что они существуют без его разрешения. Из-за разбирательства доступ к этим ресурсам сейчас закрыт.
В 1999 году корпорация ICANN, занимающаяся распределением адресного пространства в интернете, приняла правила Единой политики разрешения доменных споров (UDRP). Жалоба господина Месси будет рассматриваться согласно именно этим правилам. UDRP защищает ФИО известных людей наравне с товарными знаками, объясняет адвокат юридической фирмы "Интернет и право" Антон Серго, "теоретически у владельца некоммерческого ресурса шансы отстоять домен есть, но то, что они оба сейчас отключены, уже говорит не в пользу их владельцев".
Вообще, звезды часто судятся за домены, где фигурируют их имена, в том числе со своими фанатами, и выходят победителями, говорят опрошенные "Ъ" юристы. Одним из первых дел такой категории стала жалоба британской писательницы Джанет Уинтерсон в связи с регистрацией домена Jeanettewinterson.com (дело Джанет Уинтерсон против Марка Хогарта). "Именно при решении этого дела был разработан подход, согласно которому имя знаменитости в силу его известности и узнаваемости может быть приравнено к бренду. Тогда решение по делу было принято в пользу писательницы",— рассказывает старший юрист Sirota Partners Екатерина Ковалева.
Действительно, точно так же в свое время защищали свое имя Стинг, Мадонна, Том Круз, Пирс Броснан, Николь Кидман, Джулия Робертс, среди спортсменов жертвами киберсквоттеров становились звезды бейсбола Трот Никсон из Boston Red Sox и Мальо Ордоньес из Chicago White Sox. Во всех приведенных примерах домены были переданы знаменитым заявителям. Судя по многочисленным прецедентам, такова будет судьба и Messi.com, и Lionelmessi.com.