Турции условно светят досрочные
Выйти из политического кризиса позволят только новые выборы
В Турции подходит к концу срок, отведенный конституцией на формирование правительства по итогам парламентских выборов. Премьер Ахмет Давутоглу фактически признал поражение — попытки договориться о создании коалиционного правительства с оппонентами из Народно-республиканской партии и Партии националистического движения обернулись провалом. Если достичь компромисса в срок так и не удастся, наиболее масштабный за последние десятилетия внутриполитический кризис в Турции завершится досрочными выборами. А это чревато дестабилизацией обстановки внутри страны, раздираемой конфликтом с сепаратистами из Рабочей партии Курдистана и растущей угрозой от воюющего по соседству "Исламского государства" (ИГ), а также временной заморозкой совместных российско-турецких проектов.
Курс турецкой лиры вчера обновил исторический минимум. Это продемонстрировало отношение инвесторов к политическому кризису, затянувшемуся на несколько месяцев: партия власти во главе с премьером Ахметом Давутоглу так и не сумела заручиться поддержкой оппонентов и сформировать правительство. Ни одна из политических сил, вошедших в Меджлис (парламент) по итогам состоявшихся в начале июня выборов, не согласилась сформировать с соратниками господина Давутоглу коалицию. Партии справедливости и развития (ПСР), безраздельно правившей страной почти 13 лет, но неожиданно утратившей большинство кресел в Меджлисе, пришлось столкнуться с невиданными ранее трудностями.
В понедельник рухнули последние надежды ПСР договориться о коалиции с Партией националистического движения. Ее лидер Девлет Бахчели по завершении провалившихся переговоров с Ахметом Давутоглу потребовал от него сложить с себя полномочия на формирование кабинета и вернуть мандат президенту. Вчера вечером в ПСР официально объявили, что господин Давутоглу отказывается от своих полномочий. Кроме того, в ПСР назвали дату партийного конгресса — он состоится 12 сентября. Очевидно, на нем будет обсуждаться предвыборная стратегия.
В соответствии с турецкими законами теперь мандат может перейти к Кемалю Кылычдароглу — лидеру второй по численности в парламенте Народно-республиканской партии. Однако даже в том случае, если президент Реджеп Тайип Эрдоган решится на такой шаг, в Анкаре не рассчитывают, что господин Кылычдароглу успешно завершит эту миссию: в силу хотя бы глубоких противоречий между ним и Девлетом Бахчели. Таким образом, сценарий досрочных выборов, которые ориентировочно могут состояться в начале октября, становится наиболее вероятным. Заполнить же вакуум власти на период до новых выборов должно временное правительство — впрочем, и его формирование, очевидно, столкнется с трудностями: слишком глубокие противоречия разделяют каждую из четырех политических сил, прошедших в Меджлис.
Четвертая партия из этого списка не только перечеркнула планы господина Эрдогана продолжать править страной единолично, но и расколола его оппонентов, исключив саму возможность союза между ними. Речь о прокурдской Демократической партии народов во главе с Селяхаттином Демирташем, неожиданно быстро набравшим политический вес. Соратники Девлета Бахчели по националистическому лагерю исключают саму возможность союза с прокурдскими силами. В Народно-республиканской же партии, напротив, настаивают на том, чтобы соратники господина Демирташа вошли в состав переходного кабинета министров.
Позиция националистов играет на руку господину Эрдогану, который всеми силами демонизирует курдскую оппозицию, пытаясь объявить ее действия вне закона. Власти возбудили против Селяхаттина Демирташа целый ряд уголовных дел, обвинив его в поддержке Рабочей партии Курдистана (РПК), объявленной террористической организацией. Запущенная Анкарой масштабная военная кампания против РПК, включающая авиаудары по ее позициям в курдских районах на севере Ирака и на территории самой Турции, была призвана подорвать позиции Демократической партии народов, чьих представителей Анкара не желает видеть в качестве кандидатов на досрочных выборах.
Растущая угроза со стороны курдских сепаратистов, активизировавшихся на фоне воинственной антикурдской риторики Анкары, может окончательно дестабилизировать обстановку в стране. Серьезный внутриполитический кризис, равных которому Турция не видела с 1990-х годов, дополняет конфликт в соседней Сирии. Вчера радикалы из воюющего там "Исламского государства" назвали Реджепа Тайипа Эрдогана "предателем" и пригрозили "завоевать Стамбул".