Повар боевиков сел на строгий режим

Осужденного за участие в «Исламском государстве» в Сирии отправили в колонию

Верховный суд (ВС) Татарстана оставил в силе приговор местному жителю Минсеиту Хамдееву, которому ранее назначили 5,5 лет колонии строгого режима за участие в антиправительственных формированиях в Сирии. Согласно материалам дела, он служил поваром в одной из группировок «Исламского государства». Свое наказание раскаявшийся Хамдеев назвал «суровым» и просил «смягчить», но вышестоящая инстанция посчитала его справедливым.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Судебная коллегия по уголовным делам ВС Татарстана рассмотрела апелляционную жалобу 52-летнего Минсеита Хамдеева на приговор Вахитовского райсуда Казани. 15 мая этого года райсуд признал его виновным по ч. 2 ст. 208 УК РФ (участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации).

Райсуд посчитал доказанным, что Хамдеев с конца августа до октября 2014 года находился в Сирии, где состоял в антиправительственном вооруженном формировании «Исламское государство» (ИГ). Ему назначили пять с половиной лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В своих жалобах осужденный и его адвокат попросили ВС «изменить приговор ввиду чрезмерной суровости».

Согласно материалам дела, Минсеит Хамдеев ранее уже имел конфликт с законом — в 2005 году попался в Москве на наркотиках и был приговорен местным судом к семи годам колонии. По некоторым данным, отбывал срок в одной из колоний Альметьевска. По признанию родных Хамдеева, выйдя на свободу в мае 2009 года условно-досрочно за примерное поведение, он отпустил бороду, стал регулярно читать намаз.

В Сирию Хамдеев выехал летом 2014 года в компании своего знакомого, с которым ранее вместе отбывал срок. Оттуда он прислал по интернету родным свою фотографию, на которой запечатлен в камуфляжной форме и с автоматом Калашникова. Как следует из материалов дела, в Сирии Хамдеев примкнул к формированию «джамаат Абу Ханифа», входящему в состав ИГ. По данным российских правоохранительных органов, ИГ (в 2014 году признано Верховным судом РФ террористической) было образовано в 2006 году в результате слияния радикальных исламистских группировок, которые отпочковались от международной террористической организации «Аль-Каида». Что касается вышеназванного джамаата, то, по оперативным данным, он был создан примерно в 2013 году двумя уроженцами России в сирийской деревне Машхад Рухин в горной местности к западу от г. Алеппо на границе с Турцией, здесь они ввели автономное управление и нормы шариата.

Согласно материалам дела, Хамдеев сначала некоторое время проходил религиозную, физическую и огневую подготовку. Однако вступить в ряды боевиков не смог, поскольку во время одного из учений повредил ногу и попал в больницу. В зону боевых действий его не стали отправлять, а оставили в джамаате поваром. Татарстанские спецслужбы задержали Хамдеева осенью 2014 почти сразу после того, как он вернулся из Сирии. Сам он уверял, что по своей инициативе сбежал из джамаата.

В жалобе осужденный и его адвокат попросили «смягчить вид (колонию строгого режима. — „Ъ“) исправительного учреждения» и «снизить срок наказания», поскольку Хамдеев признал вину, раскаялся и «активно способствовал» следствию. По словам осужденного, он прибыл на территорию Сирии, «находясь в стрессовом состоянии», «в боевых действиях не участвовал», а «сфотографировался в военной форме и с оружием с целью вызвать жалость бывшей супруги».

Судебная коллегия ВС пришла к выводу, что приговор является «законным, обоснованным и справедливым», назначение строгого режима Хамдееву правомерно с учетом «опасного рецидива (ранее полученного срока. — „Ъ“)». В результате ВС оставил наказание Хамдееву без изменения.

Андрей Смирнов

Вся лента