«Фудтраки — это лицо любого мегаполиса»
«Еда на колесах» не приживается в России из-за бюрократии
В Москве в скором будущем появится сотня ресторанов на колесах. Как пишет газета «Коммерсантъ», компания Ginza Project планирует вложить около $20 млн в передвижные рестораны с кухней GinzaTruck. Однако в Москве у компании могут возникнуть серьезные проблемы с новым проектом. Как отмечают эксперты и участники рынка, в столице мобильная торговля не приживается по формальным причинам: чиновники никак не могут согласовать порядок размещения таких объектов. В результате Ginza Project остается ждать, пока вопрос решится на федеральном уровне. Вице-президент «Опоры России», глава комиссии по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченковым.
— Скажите, действительно ли в Москве есть проблемы с согласованием порядка размещения мобильной торговли?
— Не только в Москве. Дело в том, что вообще мобильная торговля, передвижные точки общепита никак не прописываются в федеральном законодательстве. Поэтому это федеральная проблема на самом деле, даже если абстрагироваться от того, что особого восторга в Москве по этому поводу нет. Хотя это, в общем, тоже не совсем так. Это надо прописывать на федеральном уровне.
— А что мешает подписать это, согласовать?
— Весной должны были представить Минпромторгу поправки, которые регламентируют мобильную торговлю и мобильный фастфуд. Они там прикреплялись к другому закону в качестве поправок ко второму чтению. Но этот закон был отложен на осень, и соответственно и поправки ушли на осень. Поэтому сейчас ждем, что будет осенью.
— А решить эту проблему на региональном уровне конкретно для Москвы не представляется возможным? Может быть, в других городах эта проблема не так остро стоит, и поэтому федеральный уровень не нужен?
— Нет, ну как не так остро. Мы с вами знаем города, где есть развитая структурированная мобильная торговля? Таких городов нет. Разве что в Питере она более или менее представлена, но реально мобильной торговли в городах практически сейчас нет. Я не имею в виду на селе — машины торгуют в труднодоступных местах, в деревнях, где нет магазинов, хотя их тоже мало. А именно в городах. Можно решить, наверное, в качестве какого-то паллиатива.
В принципе в Москве, насколько мне известно, планируется запустить мобильную торговлю. Идет, так сказать, дискуссия с властью, какие это должны быть машины, потому что те пожелания, с которыми выступила московская мэрия, они, на наш взгляд, не очень реалистичны.
— А как, по-вашему, нужны ли такие мобильные рестораны на колесах в Москве, сейчас недостаточно пунктов питания в городе?
— Пункт питания пункту питания рознь, мы же с вами понимаем, что нельзя под одну гребенку. Была сеть, супермаркет на район, там мелкая торговля не нужна, была такая концепция. Фуд-траки — это лицо любого мегаполиса, элемент лица, какие-то красивые, оригинальные, с какими-то индивидуальными художественными решениями. Была недавно выставка, фестиваль фудтраков в Москве, можно было посмотреть, насколько они разные и интересные, это при том, что все эти фудтраки старые, 90-х годов в лучшем случае, а есть там машины 70-х и даже 1967 года одна. Просто люди не готовы вкладываться, та компания, про которую вы сейчас рассказывали, это исключение. Но даже в этом виде они очень интересны, привлекательны, почему бы и нет.
Надо прописать, как они должны работать, как передвигаться, как платить, и всем будет только лучше, потому что бизнес готов работать, а значит, спрос на это есть.
— Господин Максимов, раз в Москве нет подобных ресторанов на колесах, можете описать, что конкретно они будут продавать, как вообще организовывала их работа, как они будут передвигаться, хотя бы так в общих чертах?
— Я не скажу, что совсем нет, они работают в парках сейчас, на той территории, которая регламентируется особым режимом. Их там порядка 25-30 всего. А вообще должен быть, должен существовать маршрут, который разыгрывается, видимо, на аукционе, по которому курсирует фудтрак, то есть он там стоит какое-то время в одном месте, какое-то время в другом, потому что в этом смысл. Там разные концепции есть, есть и там и лапша, есть бургеры там самые разные, есть исламская еда. То есть это зависит от фантазии предпринимателя и от возможности впихнуть технологическое оборудование в небольшой фудтрак.
— Ясно.
— Тут просто надо еще ответить, что вот фудтраки родились в Америке, и там их очень много, и там есть целые поля, где они продают гигантские объемы, новые и не новые. Но американский опыт нам тяжело, конечно, учитывать, потому что они огромные, традиции мегаполисов, в том числе в первую очередь для Москвы, конечно, нужны небольшие площадки.