Построение гражданского офисства
Сбербанк решил не смешивать граждан и корпорации в одном помещении
Как стало известно "Ъ", Сбербанк начал реформу управления, частью которой является появление отдельных офисов для корпоративных, розничных клиентов, а также для особо сложных операций. Следствием этого стал неожиданный рост числа дополнительных и операционных офисов, которые банк последовательно сокращал более года. По мнению экспертов, новый подход позволит Сбербанку снизить издержки, но может быть негативно воспринят его клиентами.
На днях Банк России опубликовал данные о регистрации и лицензировании кредитных организаций на 1 августа. Они содержат информацию о структуре сети отделений Сбербанка. Согласно им, в июле в целом число отделений Сбербанка продолжило сокращаться — за месяц оно уменьшилось на 68 точек, до 16 733. В то же время в июле впервые более чем за год банк показал рост числа дополнительных и операционных офисов. Количество допофисов увеличилось на 28, до 11 619, притом что с марта прошлого года наблюдалось постоянное сокращение их числа (за период с марта 2014 года по июнь 2015-го оно уменьшилось на 329). Схожая картина наблюдается и в ситуации с операционными офисами, в июле их число выросло на шесть — до 651, в то время как с начала прошлого года банк сокращал данный вид отделений (уменьшение на 25 точек к 1 июля).
И хотя в Сбербанке на запрос "Ъ" об июльских изменениях сообщили лишь, что "в 2015 году планируют дальнейшее развитие филиальной сети путем совершенствования форматов и переформатирования подразделений банка в современные и эргономичные пространства (всего планируется открыть более 500 офисов в новом формате)", по данным "Ъ", причина неожиданной смены стабильного тренда на сокращение сети — другая.
По данным источников "Ъ", знакомых с ситуацией, это отражение начала реформы системы управления банка, о подготовке которой глава Сбербанка Герман Греф сообщил 1 июля. По информации "Ъ", одно из направлений реформы — разделение офисов на специализированные для граждан, корпоративных клиентов и сложных банковских операций. Сейчас все они обслуживаются в одних и тех же офисах. Работа над программой завершится в сентябре. Эту историю "Ъ" подтвердили несколько сотрудников Сбербанка. Так, по словам топ-менеджера Сбербанка в Ростовской области, реформа уже началась, в настоящее время уже открываются отдельные офисы для юрлиц и для физлиц. "Для пилотных проектов нужны новые офисы, и эти категории (доп- и оперофисы) подходят наилучшим образом, так как обладают наиболее полным функционалом после филиалов",— говорит собеседник "Ъ.
Разница — в допустимой географии этих офисов и функционале. По требованиям ЦБ допофис должен располагаться в пределах территории, подведомственной теручреждению ЦБ, осуществляющему надзор за деятельностью филиала банка, и может осуществлять все операции согласно лицензии банка. Оперофис может располагаться на любой территории федерального округа, где находится филиал банка. В отличие от допофиса оперофис не может осуществлять ряд операций. Это покупка на межбанке или рынке иностранной валюты; покупка и продажа ценных бумаг и финансовых активов, межбанковские операции, работа с векселями и гарантиями.
Мода на сегментную модель обслуживания в России свежая, полагает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Ряд банков ее уже используют, но для Сбербанка это в новинку. Данная модель, по мнению экспертов, позволит банку сократить издержки, что является основной целью анонсированной господином Грефом реформы управления (в частности, как сообщал "Ъ" вчера, впервые за долгое время у Сбербанка начала сокращаться численность персонала). Впрочем, одно другому не противоречит. "С точки зрения затрат такой сегментарный подход может быть оправдан,— говорит директор по развитию бизнеса потребкредитования и стратегических партнеров Альфа-банка Дмитрий Жиздюк.— Механизмы работы с юридическими и физическими лицами разнятся. К примеру, физлицам важнее удобство расположения офисов, в то время как отделения для юридических лиц можно разместить и не в первой линии доступности, что дешевле. Отделения, обслуживающие оба вида клиентов, должны работать весь день, а отделения для юридических лиц могут подстроить свой график под их потребности и рациональнее использовать рабочее время". Но есть и спорные моменты: так как часто большая часть сотрудников ключевых корпоративных клиентов банков одновременно являются и физическими лицами, важно понимать, насколько велико такое пересечение у Сбербанка, указывает он. "Клиентам нужно время переориентироваться, не факт, что с учетом огромной клиентской базы Сбербанка такое разделение будет в итоге оправданно",— добавляет Дмитрий Лукашов.