Белый дом отберет авансы
Власти определили направления борьбы с "дебиторкой"
Проблемы с бюджетом вынуждают власти искать в нем новые резервы — Владимир Путин поручил правительству и ЦБ разобраться с копившейся много лет дебиторской задолженностью казны в размере 3,8 трлн руб. Поручено организовать инвентаризацию "дебиторки", и прежде всего авансов, застревающих на пути в реальный сектор на счетах строителей и поставщиков. Ведомствам, злоупотребляющим авансами, обещано сокращение финансирования, нарушителям, не платящим штрафы и по исполнительным листам,— ужесточение ответственности. Однако значимо пополнить казну вряд ли получится: по расходам большая часть авансов приходится на оборонку, по доходам — на "неоплатные" штрафы "однодневок" за валютные нарушения.
Вчера на сайте Кремля опубликован набор поручений Владимира Путина правительству по повышению эффективности использования бюджетных средств. Эта тема формально всегда присутствует во внутриправительственных дискуссиях по бюджету, и особенно в заключениях Счетной палаты (СП), но, как правило, выступает лишь фоном для нового распределения денег. Так, споры по верстке бюджета-2016 сейчас идут в основном вокруг намерения Минфина добиться приемлемого дефицита казны за счет "протяжки" (на сленге ведомства) десятипроцентного сокращения расходов этого года и на 2016 год. Однако всерьез резать расходы из-за мощного сопротивления социального блока и иных министерств не получается. В этих условиях Белому дому предстоит "вывернуть карманы" распорядителям бюджетных денег и найти у них излишки.
Основная часть поручений президента посвящена дебиторской задолженности бюджета (тому, что причитается госказне). СП оценивает ее объем в 3,8 трлн руб., Минфин — в 3,9 трлн руб. "Она все время прирастает (почти на 30% в год.— "Ъ"), и этот процесс превратился уже в бесконечный",— сетовала глава СП Татьяна Голикова в ходе июльской встречи с президентом. Из общей суммы "дебиторка" по расходам составляет 2,6 трлн руб., по доходам --1,3 трлн руб.
По расходам она в основном образуется, когда бюджетные деньги в виде авансов уже выплачены, а заказанное оборудование или работы еще не получены, здания не построены. Часто это происходит потому, что ведомства не успевают освоить лимиты в срок и "раскидывают" деньги по исполнителям, чтобы отчитаться о расходовании и претендовать на новое финансирование. Оценив на прошлой неделе подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года, СП установила, что расходы 2014 года исполнены на 99%, но почти все деньги были выделены строителям в виде авансов в самом конце года, попав в "дебиторку", которая за прошедшие полгода не сократилась. Министр финансов Антон Силуанов ранее заявлял, что авансы далеко не сразу идут в реальный сектор, а надолго остаются на счетах получателей — с размещением на депозиты и конвертацией в валюту.
Для исправления ситуации Владимир Путин вчера поручил правительству до 10 октября определить координатора инвентаризации дебиторской задолженности по расходам — ее проведут главные распорядители бюджетных средств (ГРБС). Этому координатору (вероятно, Минфину) предстоит оценить активность ГРБС по сокращению "дебиторки", с тем чтобы до 31 декабря подготовить предложения о перераспределении ассигнований 2015 года и о распределении средств 2016-2018 годов.
По части "дебиторки" по доходам Белый дом в срок до 20 января 2016 года должен провести через Госдуму поправки к законодательству, необходимые для устранения условий, способствующих росту такой задолженности. В частности, запланировано усиление ответственности за неуплату административных штрафов, "совершенствование механизмов исполнительного производства и правовых механизмов привлечения должников к ответственности". Совместно с ЦБ в срок до 30 сентября правительству поручено внести предложения и о противодействии нарушениям в сфере валютного регулирования.
Отметим, что категоричность формулирования задания по борьбе с "дебиторкой" вовсе не означает, что бюджет 2016 года пополнится значимой частью подвисших 3,8 трлн руб. (эта сумма превышает четверть всех доходов казны). Как уже писал "Ъ" (см. "Ъ" от 13 июля), анализируя данные Минфина, при определении объема "дебиторки" по большей части речь идет не о финансовых проблемах, а о проблеме отчетности. Крупнейшие держатели задолженности — Росфиннадзор, который физически не может взыскать штрафы за валютные нарушения с фирм-однодневок, а также Минобороны, плохо отчитывающееся по авансам из бюджета, и Минобразования с проблемными инвестициями в федеральные университеты. Прочие суммы — это в основном начисленные, но еще не уплаченные (преимущественно законно) платежи в адрес Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы, а также растущие долги по штрафам и исполнительным листам в пользу бюджета, которые не в силах собрать Федеральная служба судебных приставов.