Следователи прислушаются к журналистам
Депутаты, СМИ и чиновники попали в список на «прослушку»
СУ СКР по Ульяновской области хочет проверить с помощью технических средств ряд местных политиков и бизнесменов на причастность к убийству членов семьи предпринимателя Сергея Куркова. В список попали вице-губернатор региона, депутаты заксобрания и Государственной думы и даже журналист местного интернет-портала, писавшая о деятельности следственного управления критические материалы. При этом, как заявляют в следственном управлении, все они не являются фигурантами этого уголовного дела. Вице-губернатор Михаил Сычев заявил „Ъ“, что расценивает эти действия как «попытку получения доступа к его личной жизни», а журналистка Ирина Шайдуллина считает, что СУ СКР с ней сводит счеты.
Как стало известно „Ъ“, адвокат вице-губернатора Ульяновской области Михаила Сычева и депутата областного законодательного собрания Михаила Родионова Александр Паулов обратился в Ленинский районный суд Ульяновска с жалобой на действия следователей регионального СУ СКР. Господин Паулов обжалует поручение следователя от 4 августа 2015 года о проведении комплекса «оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с применением технических средств» в отношении Михаила Родинова и Михаила Сычева. Их, согласно указанному поручению (имеется в распоряжении „Ъ“), следователи хотят проверить на причастность к убийству семьи Василия и Ирины Логиновых, которое произошло 16 июля 2015 года.
Напомним, убитые — сестра известного ульяновского бизнесмена Сергея Куркова и ее муж. Тела супругов были обнаружены в их собственном доме в рабочем поселке Ишеевка в 15 км к северу от Ульяновска. Уголовное дело было возбуждено по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство двух лиц»), ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия») и по п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ («Разбойное нападение с применением огнестрельного оружия»).
Кроме того, в этом поручении указано, что в ходе расследования уголовного дела возникла необходимость «в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении Шайдуллиной, которая периодически осуществляет публикации в сети Интернет и иных СМИ, в том числе о ходе расследования настоящего уголовного дела». Речь идет о корреспонденте интернет-портала 73online.ru Ирине Шайдулиной. «Кроме того, в соответствии с планом расследования возникла необходимость в проверке оперативным путем причастности к совершенному преступлению Лобинцева А. Б., Бердникова А. П. и его сыновей, Родионова М., Орлова И. Ю., а также Сычева, Харлова и Рябова», — сообщается в поручении. Вероятно, речь в этом предложении может идти о бывшем заместителе начальника полиции ГУ МВД России по Ростовской области Андрее Лобинцеве (прежде господин Лобинцев являлся сотрудником ульяновской полиции. — „Ъ“), помощнике губернатора Ульяновской области по благоустройству Александре Бердникове, предпринимателях Игоре Орлове и Дмитрии Рябове, а также депутате Госдумы РФ Вадиме Харлове.
Стоит отметить, что вице-губернатор Ульяновской области Михаил Сычев является свидетелем и по уголовному делу, возбужденному по факту нападения на депутата гордумы Ульяновска Геннадия Бударина в марте 2014 года. Неизвестные нанесли ему несколько ударов молотком по голове. Две недели назад в доме и рабочем кабинете господина Сычева были проведены обыски, которые суд впоследствии признал неправомерными (накануне обысков Следственный комитет пытался получить санкцию, но суд ему отказал). Сам господин Сычев недоумевал по поводу его связи с этим уголовным делом, действия следователей вызвали удивление и у потерпевшего Геннадия Бударина.
Вчера дозвониться до Вадима Харлова, Михаила Родионова и Дмитрия Рябова не удалось — их телефоны не отвечали. Михаил Сычев в беседе с „Ъ“ подчеркнул, что характер документа вызвал у него большие сомнения. «Это не просто некомпетентность, это какая-то умышленность: делается попытка легализовать любые следственные действия, чтобы получить доступ к моей личной жизни. Я даже не знаком с погибшими. Все фигурирующие в документе фамилии, за исключением пары человек, — это представители ульяновского истеблишмента», — заявил господин Сычев. В продолжение он добавил, что после решения суда намерен обращаться в контролирующие органы для привлечения к ответственности лиц, «которые это делают». «У меня ощущение, что людьми руководит желание не раскрыть эти уголовные дела, а использовать их в иных целях», — подчеркнул Михаил Сычев.
Напомним, сейчас в регионе активно обсуждается информация о том, что в ряде громких уголовных дел стали все чаще фигурировать фамилии крупных бизнесменов и чиновников, которые якобы находятся в неприязненных отношениях с главой Ульяновска Мариной Беспаловой.
Ирина Шайдулина в беседе с „Ъ“ заявила, что впервые слышит о поручении Следственного комитета по этому поводу. «Я считаю, что это совершенно незаконно. Если эта информация подтвердится, я буду обращаться в суд», — заявила госпожа Шайдуллина, добавив, что по данному уголовному делу вообще «ничего не писала». «Я думаю, что это ответный ход Следственного комитета на критические материалы, которые мы о них писали», — добавила она.
Александр Паулов заявил „Ъ“, что под «техническими средствами» понимается «прослушивание, аудио и видеозапись». «Но все это может делаться только с санкций суда. Подобных решений не приложено к отдельному поручению. Мы считаем, что это попытка внедриться в частную жизнь, собрать компрометирующие сведения под прикрытием расследования особо тяжкого преступления», — заявил господин Паулов.
В пресс-службе СУ СКР по Ульяновской области пояснили, что расследование уголовного дела не комментируют, и добавили, что статуса обвиняемых или подозреваемых по уголовному делу об убийстве семьи Логиновых никому не присвоено.
Самарский адвокат Вячеслав Тилежинский, в свою очередь, отметил, что постановление ульяновских следователей составлено не совсем грамотно, но в некоторых случаях закон об оперативно-розыскной деятельности позволяет проводить подобные мероприятия в отношении любого лица, если есть основания полагать, что оно может быть причастно к совершению преступления. На вопрос „Ъ“ о том, встречались ли в его практике случаи с такого рода проверками в отношении журналистов, Вячеслав Тилежинский ответил отрицательно.