"Энергетика станет локомотивом для развития Дальнего Востока"
СЕРГЕЙ ТОЛСТОГУЗОВ, гендиректор РАО "ЭС Востока", не просто с оптимизмом смотрит в будущее Дальневосточного региона, но и убежден, что это будущее невозможно без интенсивного развития энергетического комплекса.
— Какими вы видите приоритетные задачи РАО "ЭС Востока"?
— Одна из главных задач сегодня — обеспечение безубыточности компании в условиях изменения экономической среды. Много факторов сказывается на ее финансовом состоянии. Это прежде всего стремительный рост стоимости денег и снижение покупательной способности рубля. Дорожают материалы, запасные части, оборудование, необходимые для проведения техперевооружения и реконструкции. Кроме того, цены на топливо, в первую очередь для нас уголь и мазут, коррелируются с мировыми ценами, поэтому имеет место тренд на рост стоимости топливной корзины из-за курсовой разницы. Плюс в рамках отраслевого соглашения мы должны учитывать инфляцию в зарплатах персонала.
Такая волатильность не заложена в тарифном регулировании. В связи с этим у нас образуется значительный кассовый разрыв, который мы должны закрывать путем привлечения кредитных ресурсов. Это оказывает негативное влияние на финансовый результат работы компании по итогам года. Поэтому для нас главное пережить этот достаточно сложный и серьезный период, сохранив людей, подготовив наши станции к работе в осенне-зимний период, обеспечив их необходимым количеством топлива.
Вторая задача — изменение нормативного поля, в котором мы работаем, в первую очередь для того, чтобы получить возможность возмещения экономически обоснованных затрат. С тем расчетом, чтобы мы могли работать хотя бы не в убыток. Если не решить эту проблему, то энергетика на Дальнем Востоке под угрозой.
При этом сегодня мы реализуем достаточно серьезную инвестиционную программу и параллельно проектируем порядка шести-семи станций. Мы понимаем, что одними ремонтами энергосистему не подготовить к качественным изменениям. Энергетика станет локомотивом для развития Дальнего Востока России.
К этим вызовам мы готовы. У нас есть Программа перспективного развития — точки роста, где мы видим необходимость в реализации тех или иных инвестпроектов. Уже сегодня мы занимаемся отведением земли, проектируем, проходим госэкспертизу с тем расчетом, чтобы в 2016-2018 годах выйти на конкретные площадки с готовой проектно-сметной документацией. Нельзя терять время.
Еще одно направление — это реализация четырех важнейших энергетических строек региона. К сожалению, по двум стройкам мы фактически потеряли генпроектировщиков: на Благовещенской ТЭЦ РАО "ЭС Востока" было вынуждено отказаться от услуг ЗАО КОТЭС, а по ТЭЦ в г. Советская Гавань возникли проблемы из-за банкротства группы Е4. Кадровый потенциал этих компаний иссяк, и нам пришлось принимать кардинальные решения по смене генпроектировщиков. Это проблемы, которые являются неизбежным следствием экономических сложностей.
Ближайший ввод новой станции произойдет уже в этом году — вторая очередь Благовещенской ТЭЦ. На площадке идет очень активная совместная работа с генподрядчиком, на конец ноября мы выходим на комплексные испытания. Мы рассчитываем завершить строительство второй очереди Благовещенской ТЭЦ в установленные сроки — в декабре. По основному оборудованию монтаж закончен более чем на 90%.
По Якутской ГРЭС-2 срок ввода — 2016 год, что отражено в утвержденной Минэнерго инвестпрограмме. На сегодня даже мы идем с небольшим опережением графика. В частности, к декабрю планируем завершить монтаж газотурбинных установок, так что они смогут работать в осенне-зимний период 2015-2016 годов, резервируя Центральный энергорайон Якутии. На стройке, конечно же, был ряд проблем с тем, что не все поставщики смогли выполнить свои обязательства в свете курсовых скачков. Но эти проблемы мы в целом закрыли, оборудование у нас на балансе, работа с ним ведется в штатном режиме.
Сахалинская ГРЭС-2 тоже запланирована к сдаче по инвестпрограмме на 2017 год. Работы там достаточно активно разворачиваются, проводятся в графике, проектно-сметная документация выдается исправно. Основное технологическое оборудование размещено на заказах, авансы выплачены. Подрядчик уже приступил к бетонированию фундаментов на площадке.
— Вы говорили о необходимости возмещения экономически обоснованных затрат.
— Нужно сказать о двух главных шагах, которые нас приближают к этому. Первое — это протокол апрельского совещания у председателя правительства РФ, который достаточно четко регламентирует порядок действий в части обеспечения доходности и инвестиционной привлекательности, возвратности вложений в энергетику ДФО. Эти действия включают в себя рефинансирование задолженности компаний, входящих в группу "РусГидро", с целью снижения давления кредитного портфеля на операционную деятельность энергокомпаний. Эта схема уже практически полностью согласована, идут работы по подготовке корпоративных решений. К концу года мы намерены эту работу завершить.
Кроме того, в протоколе содержалось поручение для ФСТ РФ просчитать денежную массу, которая необходима для компенсации выпадающих доходов, не учитываемых тарифами. На сегодняшний день эта работа выполнена, ФСТ РФ такой доклад правительству направила. Мы и Минэнерго полностью согласны с этим документом.
Наконец, нами совместно с Минэнерго и НП "Совет рынка" были определены возможный механизм трансфера денежных средств и источник компенсации этих затрат. Все эти поручения выполнены.
На сегодняшний день рассматриваются вариант компенсации выпадающих операционных расходов и механизм трансфера средств для реализации Программы перспективного развития энергетики ДФО. Эта программа проходит согласование и в Минэнерго, и в Минвостокразвития. В этой программе главное — определение темпов роста потребления, каким образом экономика региона планирует развиваться. По этому вопросу мы ждем определенного посыла от Минвостокразвития.
— В рамках Восточного экономического форума намечено подписание нескольких соглашений с азиатскими партнерами. Какие международные проекты РАО "ЭС Востока" рассматривает как наиболее приоритетные?
— Мы сотрудничаем со всеми крупными восточноазиатскими игроками — как с потребителями электроэнергии, так и с поставщиками технологий и оборудования, финансовыми институтами. Если говорить о потребителях, мы достаточно глубоко прорабатываем схемы экспорта электроэнергии в Северную Корею. На первом этапе мы рассчитываем на поставку от 40 до 70 МВт с перспективой до 250 МВт. Это небольшой проект экспорта в провинцию Расон. В будущем возможно увеличение потребления в Северной Корее до нескольких гигаватт, но такой спрос потребует серьезных изменений в структуре энергоснабжения Приморского края.
С другим потенциальным потребителем — Японией — мы прорабатываем технические вопросы возможности поставки энергии по подводному кабелю с Сахалина.
Возвращаясь к Приморскому краю, нельзя не отметить, что здесь у нас есть планы по возведению еще нескольких энергообъектов — Уссурийской ТЭЦ, Находкинской ТЭЦ — с нашими китайскими партнерами. Здесь мы рассматриваем поставку оборудования и оказание услуг с оплатой киловатт-часом.
Если говорить о конкретных компаниях, то наиболее серьезный портфель совместных проектов у нас с Kawasaki. Это и строительство водородного завода в Магадане, и перспективы поставки турбин для когенерационных объектов малой мощности. Другие японские компании помогают нам в развитии ветрогенерации: пробный проект с Komai и Mitsui уже сегодня ведется на Камчатке. Впрочем, и поставщики из Китая и Кореи очень интересуются и нашим ВИЭ-рынком, и возможностью участия в более крупных традиционных проектах. Это показывает, что мы, меняя архитектуру энергосистем Дальнего Востока, движемся в правильном направлении и что выгода и правильность наших предложений очевидны не только для нас, но и для известных своим прагматизмом восточноазиатских партнеров.