История в брошах
Выставка Art of Clip
Броши отправлял в отставку еще Шекспир. "Девственность вышла из моды так же, как вышли из моды броши и зубочистки",— говорил Пароль в пьесе "Конец — делу венец". Про зубочистки и девственность можно поспорить, а вот с брошами он не угадал, потому что они вне моды. И выставка Art of Clip ("Искусство броши") Van Cleef & Arpels наглядное тому доказательство. Из частной коллекции французского ювелирного дома на гастроли в Москву едут 280 уникальных брошей, созданных в период с 1910-го по 1970-е годы. Этим вещам есть что рассказать и о ювелирном искусстве Van Cleef & Arpels, и об истории декоративно-прикладного искусства XX века.
Фантастические птицы — главная тема, которая занимает французских ювелиров с Вандомской площади, в 1920-х годах. Тут и бриллиантовая райская птица (Oiseau de paradis, 1927) с драгоценным тяжелым хвостом, и легкая колибри (Colibri, 1925) — у обеих роскошный размах крыльев, и пара стрекоз с тоненькими изумрудными и ониксовыми тельцами (Deux libellules, 1926). Повсеместное увлечение Египтом, начавшееся после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году, не обошло стороной и Van Cleef & Arpels. И если птицы встретятся в коллекциях дома еще не раз, то египетские мотивы останутся символом тех лет. Броши из белого золота, бриллиантов и цветных драгоценных камней выполнены в форме пряжки и, вероятнее всего, могли выступать в роли застежек пояса (серия брошей Egyptien, 1924-1925). 1930-е — время технических инноваций для Van Cleef & Arpels. Брошь Chrysantheme (1937) — гордость коллекции и образец новой и по тем временам революционной техники, которая называется Serti Mysterieux — "невидимая оправа" — этакий ювелирный потайной шов для крепления драгоценных камней. Особенно часто ее использовали для воспроизведения цветочных мотивов. Нет ни лапок, ни гнезд, кажется, что рубины и бриллианты вообще не закреплены. Сегодня украшения-трансформеры стали привычным делом, а тогда первые многофункциональные цепочки, которые можно было носить в зависимости от случая и как колье, и как браслет, и как пояс, и как отдельную брошь, были в диковинку. Danseuse Espagnole (1941) с веером и в платье из бриллиантов, рубинов и изумрудов — одна из первых брошей, положившая начало целой ювелирной балетной труппе Van Cleef & Arpels. Ее вдохновителем выступил Луи Арпельс — страстный поклонник балетного театра. Кукольные арабески и эпольманы в разгар Второй мировой войны несли надежду на возвращение счастливого мира. В послевоенные годы мода и ювелирное искусство идут в ногу. С одной стороны, роскошные, грациозные, элегантные украшения. Для обедов броши в форме переплетенных лент в оправе из желтого золота. Для ужинов броши-букеты, богато украшенные бриллиантами и рубинами. С другой — шутливые, игровые эксперименты. У каждого уважаемого дома есть свой ювелирный бестиарий. Белки, утки, лисы, зайцы, тигры, жирафы, быки, пудели, лошади, лягушки, слоны, коты — кого только не было в "звериной" коллекции, которая стартовала в 1954 году. Ближе к 1970-м, правда, милых зверьков вытеснили хищники: драконы, тигры и ящерицы.
Экспозиция дополнена архивными рекламами, выдержками из каталогов и фотографиями именитых поклонниц ювелирного мастерства Van Cleef & Arpels. Среди них — Бесси Уолисс Симпсон, красавица герцогиня Виндзорская, ради которой король Эдуард VIII был вынужден отречься от престола. Свою речь он произнес 10 декабря 1936 года, а спустя несколько дней отправил своей возлюбленной в подарок на Рождество брошь Double feuille de houx ("Два листка падуба"), украшенную рубинами и бриллиантами и выполненную в знаменитой, едва появившейся технике Van Cleef & Arpels Serti Mysterieux. Поклонницей Van Cleef & Arpels была и иранская принцесса Сорайя. На выставке ее портрет в броши Mimosa (1948 год) — две ветки из желтого золота и бриллиантов. И, конечно же, Мария Каллас. Выполненную по специальному заказу брошь Fleur ("Цветок") с пятью лепестками из бриллиантов и бирманских рубинов певица носила на плече, словно вторя античным традициям закреплять таким образом ткани. Чаще всего брошь можно было встретить на отложном воротнике или на декольте платья. Но находилось ей место и на голове: в послевоенных 1940-1950-х годах, когда мода, вопреки всему, взяла курс на женственность, броши бриллиантами рассыпались на шляпках и рубинами зажигались в волосах. И даже на ногах: модницы украшали ими свои туфли.
Art of Clip, бутик Van Cleef & Arpels в ГУМе, до 30 сентября 2015 года, бутик Van Cleef & Arpels в Столешниковом переулке, с 15 октября 2015 года по 10 января 2016 года