Февральская революция
La Revolution du New Look в Музее Кристиана Диора
В Музее Кристиана Диора открыта выставка "Революция New Look", рассказывающая о том, как знаменитая коллекция 1947 года определила будущее модной марки — от костюмов Рафа Симонса до ювелирных украшений Виктуар де Кастеллан.
Музей Кристиана Диора находится в Нормандии, в его родном городке Гранвиле. Виллу "Румбы" родители купили, когда ему исполнился год, и хотя с трех лет Кристиан жил в Париже, он возвращался туда каждое лето: "Дом моего детства... я сохраняю о нем нежные, волшебные воспоминания... Его расположению и его архитектуре я обязан всем: моей жизнью, моим стилем".
В английском саду, который придумала когда-то мать Диора, до сих пор цветут любимые им розы. "Румбы" с 1930-х годов принадлежат городу. Умерла мать, разорился отец, виллу продали. Гранвиль хотел ее снести и построить на этом месте бассейн, но вовремя одумался. В 1990-х здесь решили устроить музей, посвященный самому знаменитому из горожан. Постепенно с помощью Dior и LVMH он стал одним из лучших музеев Франции: и дом, и сад содержатся в таком изумительном порядке, о котором семья, наверное, могла только мечтать.
Музей невелик, но его никак не назовешь провинциальным, в нем проходят интереснейшие выставки. О прошлой — "Звезды в Dior" — мы рассказывали читателям "Стиля" в сентябре 2012 года. Потом здесь показывали рисунки Диора. Нынешняя выставка называется "Революция New Look" и рассказывает о событии, происшедшем почти 70 лет назад — 12 февраля 1947 года, когда Кристиан Диор с триумфом показал свою новую коллекцию. И о тех последствиях, которые имела эта великая февральская эстетическая революция.
Как известно, название New Look дала новой коллекции Диора знатная журналистка, свирепая критикесса, главный редактор Harper's Bazaar Кармел Сноу. На выставке есть фото, где она с видом пожилой лисы — с брошкой, в белых перчатках и меховой шапочке с лентой — сидит на дефиле Диора. Строгая дама перед показом пожимала плечами: "Надеюсь, я пришла не зря". С теми же словами явились многие, хотя в феврале Париж дрожал от холода. На улице минус 13, таких морозов не помнили со времен несчастной франко-прусской войны.
Готовя зимой свои первые 93 модели, Кристиан Диор мечтал о лете. И о мире. Он хотел уйти "от военных времен, от униформы, от женщин-солдат" к "женщинам-цветам", с "талией, тонкой, как лиана, и юбкой, широкой, как венчик цветка". Именно так выглядел его удивительный костюм Bar, состоявший из светлого жакета с баской, подчеркивающей и без того тонкую талию, и пышной черной юбки. Имя было дано по названию бара в находившемся наискосок от штаб-квартиры Диора отеле Plaza Athenee.
"Это настоящая революция, мой дорогой Кристиан, у ваших платьев такой new look!" — воскликнула Кармел Сноу. Легенда гласит, что оказавшийся рядом корреспондент агентства Reuters держал ухо востро, и определение быстро завоевало английскую прессу. Могло ли оно появиться во французской прессе? Наверное. Если бы национальные СМИ не проспали революцию: по своему обыкновению они бастовали уже целый месяц.
Новая выставка — рассказ о революционных днях. На первом этаже в комнате-витрине изображен решающий момент показа: манекена в костюме "Бар" восхищенно и завистливо разглядывают другие, "собравшиеся на показ" манекены. Они наряжены в костюмы прошлого сезона. Легко замечаешь, каким огромным шагом вперед стала коллекция Диора.
На втором этаже те же модели, но в миниатюре. Здесь выставлены куклы в стиле New Look, которые Диор нарядил для дочек своих друзей: одна выступает в коктейльном платье из голубого шелка, другая — в манто из песочного креп-жоржета.
Затем мы оказываемся в ателье, где работали мастерицы Диора. Оно воспроизведено до мельчайшей булавки, но главный экспонат здесь манекен. Он ясно показывает, какова же была идеальная женщина Диора и чем она отличалась от силуэта, на который до этого ориентировались кутюрье. Сотрудники рассказывают, что, заказав в "Стокманне" стандартный портновский манекен, мастер прошелся по нему с молотком, подчеркивая те формы, которые он хотел выявить своим кроем.
У новой женщины Кристиана Диора слегка согнутая спина, тонкая талия, выставленные вперед бедра и даже чуть намеченный животик, который, по словам обозревательницы журнала Elle, "наконец-то допущен в качестве одного из статусов женственности".
В жизни Диору не пришлось бегать за девушками с молотком, на долгие годы его любимой моделью стала Tania. В русской Татьяне Кузнецовой, родившейся в 1925 году в Ницце, он нашел идеальное кукольное тело и идеальный кукольный характер: "Она настоящая Ева с ее хитростями, притворством, комедиями, но также с грацией, умом и самоотверженностью". Диор подчеркивал, что "Танья" — не женщина, ставшая манекенщицей, для него она сначала манекенщица, а потом уже женщина.
Собственная революция Диора продолжалась лишь десять лет. В 1957-м он умер от сердечного приступа в итальянском Монтекатини. К этому времени созданный им дом Christian Dior обеспечивал половину экспорта французской моды, а модель "Бар" стала одной из самых популярных в истории кроя. Ив Сен-Лоран, сменивший Диора, и Марк Боан, ставший главным дизайнером после Сен-Лорана, продолжили работу с этим силуэтом, сделавшимся эмблемой дома. Точно так же, как унаследовавшие им Джанфранко Ферре, Джон Гальяно и Раф Симонс. В экспозиции Музея Диора есть и современные интерпретации New Look — от изображающих баску кожаных поясов Джона Гальяно до карманов, подчеркивающих бедра, в красном платье Рафа Симонса.
"Единственный случай в истории моды,— говорит нам куратор выставки Флоранс Мюллер,— когда первый же показ прославил кутюрье на весь мир. New Look оказал гигантское и немедленное влияние на всю мировую моду, и его воздействие заметно до сих пор". Флоранс Мюллер давно связана с историей марки, это она четыре года назад делала в Москве в Пушкинском музее выставку "Диор: под знаком искусства", теперь она счастлива возможности сконцентрироваться на одной, пусть и самой известной странице этой истории. С этого февральского дня 42-летний Диор стал самым известным французским модельером, адрес "30, авеню Монтень" вошел во все модные справочники, а New Look занял место в списке главных эстетических революций ХХ века.
Dior, la Revolution du New Look, Musee Christian Dior, Гранвиль. До 1 ноября 2015 года