«Сегодня мы видим взлет Китая на фоне торможения Европы»
Алексей Маслов о взлете Китая и падении Европы: «Китайская цивилизация сквозная. Конечно, китайцы мыслят не так, как мыслил Конфуций в IV-V веках до нашей эры, но сквозная культура продолжает быть. И не случайно, например, чтобы получить хороший прогноз, спрашивать о том, как будет развиваться Китай, надо не у экономиста и не у специалиста по международным отношениям. Спросите у историка Китая, и он вам ответит, потому что Китай развивается за счет долгих исторических циклов. И сегодня идет один из циклов. Они повторяются на разных уровнях и длятся по-разному, приблизительно 300-400 лет.
И сейчас цикл строительства пика империи, потом будет, безусловно, падение. Раньше Китай развивался практически изолировано. Да, были контакты, были связи при дворе Китая в эпоху Тан в V-VII веках, прибывали русские, и центральноазиаты, но Китай был все-таки изолирован, потому что информационного пространства общего не было. А сегодня Китай существует в другой ситуации, Китай так же, как любая другая страна, просто обложен другими странами, другими культурами по периметру.
Поэтому сегодня процессы не просчитаны дословно. Но, тем не менее, мы понимаем, что одновременно со взлетом Китая, если раньше он там поднимался, падал, это было его личное дело, рядом возникали и так же поднимались и падали Корея, Япония, царства, которые просто сейчас отсутствуют, мы видим взлет Китая на фоне торможения развития Европы, причем в Европе не только торможение с точки зрения экономического, а с точки зрения цивилизационного развития. Население Европы заменяется совсем другим типом населения — и азиатским, и арабским населением. Посмотрите, что творится во Франции, в Германии, и причем есть еще новая волна переселенцев из Африки — мальтийская проблема, когда из Ливии люди плывут, потом их через Мальту расселяют в Италию, в Испанию. То есть население, слой населения изменяется, и главное, меняется цивилизационное осмысление — кто мы такие, то, что называется самоидентичность. А у китайцев самоидентичность не меняется.
Европейская идея сильно ослабела, это правда, и как следствие, будет замена. Не сегодня, скажем, историк Моррисон в книге «Почему Европа пока что лидирует?» пишет, что в 2100 году произойдет заметная смена цивилизационного вектора, то есть Европа азиатизируется, назовем это так. Не обязательно китаизируется — там есть и пакистанцы, и Бангладеш, и кто угодно. И вот сейчас мы живем в этом цикле».