Правила игры
в пенсионную реформу вычитывает в письмах Минфина и биржевых котировках корреспондент отдела экономики Анастасия Мануйлова
На прошлой неделе Минфин наконец ответил на письма нескольких профессиональных ассоциаций финансового рынка. Национальная лига управляющих, Ассоциация российских банков и Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов в очередной раз предлагали ведомству продлить срок выбора гражданами типа своей будущей пенсии. По закону выбор, предусматривающий направление 6% индивидуальной части страхового взноса на формирование накопительной части пенсии или в "общий котел", должен быть сделан до 31 декабря 2015 года, и ведомство, согласившись с представителями ассоциаций, поддержало продление этого переходного периода сразу на три года — до 2018-го. Схожую с Минфином позицию заняли Минэкономики и ЦБ. Минтруд ожидаемо заявил, что "нужно следовать принятому законодательству" и не переносить дату. Публичный спор, который произошел между ведомствами, рутинен: финансово-экономический блок правительства последовательно выступает за стимулирование развития накопительного компонента, Минтруд же, поддерживающий распределительную пенсионную систему, традиционно возражает.
Однако рассуждения ведомств о более чем далеком будущем пенсионного страхования выглядят довольно странно на фоне затяжного падения рубля. Цена на углеводороды, безусловно, определяет развитие всей российской экономики, но для пенсионной системы она сейчас особенно важна, так как будет влиять на выбор правительства между двумя принципиально различными типами пенсионного страхования.
Дело в том, что, хотя официально правительство заявило о сохранении накопительного компонента, оказалось, что в условиях дефицита бюджета и высокой инфляции провести индексацию пенсий по закону оно может, только потратив на нее как раз средства накопительной части пенсии, то есть именно накопительную систему ожидает очередная заморозка. При этом финансово-экономический блок по-прежнему отказывается обсуждать возможность финансирования индексации из альтернативных источников — средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) Минфин предпочитает потратить на другие проекты. Отказ же от индексации, ранее предложенный Минфином, в правительстве, по данным "Ъ", более не рассматривается: повышение пенсионных выплат будет — или на 7%, или на 12%.
За 15 лет непрерывного реформирования пенсионного обеспечения и социальной сферы правительство не смогло обеспечить Пенсионному фонду даже минимального отдельного резерва, который можно было бы тратить в кризисных ситуациях. И теперь колебаться вместе с курсом рубля и ценой барреля приходится всей концепции пенсионной системы — одного из наиболее долгосрочных проектов в любой стране.