С госконтролем просят не спешить
Над реформой законодательства Белый дом подумает до середины октября
В Белом доме под руководством министра по делам "Открытого правительства" Михаила Абызова прошло совещание по законопроекту о госконтроле. Его участники раскритиковали действия основного разработчика, Минэкономразвития, и надзорных органов, которые якобы не заинтересованы в уменьшении контроля над бизнесом. Господин Абызов попросил руководство Белого дома перенести срок внесения законопроекта в Госдуму с 1 сентября на 15 октября.
Критике участников совещания, среди которых были представители российского бизнес-омбудсмена, Высшей школы экономики, а также "большой четверки" бизнес-объединений ("Деловая Россия", "Опора России", РСПП, ТПП), в большей степени подверглось Минэкономразвития. По словам участников мероприятия, в межведомственной рабочей группе (МРГ), которая работала над документом, участвовали прежде всего сами надзорные органы, в итоге текст носит "декларативный характер".
Доработать его до 1 сентября участники совещания у министра сочли невозможным, поэтому господин Абызов направил вице-премьеру — главе аппарата правительства Сергею Приходько служебную записку с просьбой перенести срок внесения законопроекта "О федеральном, региональном и муниципальном контроле в РФ" в Госдуму на 15 октября. "Открытое правительство", которое курирует Михаил Абызов, уже запустило сайт "контроль-надзор.рф", где замечания к новому базовому проекту по проведению проверок бизнеса могут высказать граждане (см. "Ъ" от 19 августа).
Законопроект не раз редактировался и подвергался критике экспертного совета при правительстве. Четвертая версия проекта также им раскритикована (заключение есть у "Ъ"). Эксперты обратили внимание, что описанные в проекте основания для проведения внеплановых проверок сделают процесс "неконтролируемым". Речь, в частности, идет о случаях, когда проверка начинается из-за выявления контролирующим органом признаков нарушений обязательных требований в процессе мониторинга. Также в проекте нет четких показателей по определению конечных результатов проведения проверок, а, например, понятие "общественно значимые результаты" проверок раскрывается только косвенно, уверены в экспертном совете. Члены совета "отрицательно оценивают отсутствие ограничений на применение перечисленных в законопроекте форм и мероприятий контроля". На совещании у министра Абызова, по сведениям "Ъ", приводился и такой пример "недоработки": в документе появилось слово "допрос", которое относительно бизнеса сейчас фигурирует только в Налоговом кодексе. Эксперты опасались, что оно может распространиться на все законы, связанные с бизнесом.
В качестве крайней меры на совещании прозвучало предложение начать разработку проекта с нуля силами экспертов. Министр заявил "Ъ", что сам он выступает за принятие проекта, но исходит из того, что главное не навредить. Более мягкий вариант, который был предложен на совещании,— подготовить проект закона о госконтроле, сократив его, а необходимые изменения детализировать в законе "О защите прав юрлиц при проведении проверок", при этом не ликвидируя его.