Структурный кризис стал общим местом
Экономисты ждут помощи от малого бизнеса
Развитие малого и среднего бизнеса может стать одним из основных факторов прироста экономики РФ, подъем которой после нынешнего, структурного, по мнению экспертов, кризиса возможен через два-три года — в ближайшее время страну ждет стагнация или слабая рецессия, констатирует анализ мнений экономистов, проведенный РАНХиГС. Пока же на экономику наибольшее негативное влияние оказывает не снижение доходов бюджета от экспорта углеводородов, а коррупция.
Рецессия в России продлится еще два-три года — такой вывод содержится в докладе специалистов экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николая Калмыкова и Светланы Кацауровой. Их работа основана на данных опроса более 100 экспертов из научно-исследовательских, деловых и госструктур, проведенного в марте 2015 года (предыдущие материалы из серии работ центра были опубликованы в "Ъ" 12 и 14 августа).
Ситуацию в российской экономике считают структурным кризисом 82% опрошенных, а не согласны с этой оценкой только 13% респондентов. 55% опрошенных прогнозируют, что экономический спад продлится два-три года — в том, что он сохранится на долгосрочную перспективу, убеждены еще 12% экономистов. В ближайшее время инерционный экономический сценарий будет проявляться в стагнации (по мнению 26% опрошенных) и слабой рецессии (31%) экономики. Треть опрошенных экспертов полагает, что стагнация продлится до начала 2020-х годов, а отсутствие экономического роста до начала 2030-х предсказывает каждый десятый участник исследования. 39% экспертов считают, что оживление должно начаться уже в 2017 году, впрочем, большая часть опрошенных связывает надежды на перспективы экономического развития уже после 2020 года. Так, 29% опрошенных полагают, что после 2022 года прирост ВВП может достигать 2% в год, еще 41% считает реалистичными более слабые темпы развития (0,5-2%).
Большинство экспертов предсказуемо сходятся на том, что российская экономика зависит от экспорта углеводородов и в обозримом будущем жесткая привязка курса доллара к стоимости нефти сохранится. По мнению 43% опрошенных (напомним, опрос проводился в марте 2015 года), при цене нефти 40$ за баррель доллар "справедливо" перешагнет отметку в 60 руб. за $1. Однако в списке препятствий для экономического роста снижение нефтяных доходов бюджета оказалось лишь на втором месте — абсолютным лидером антирейтинга стала коррупция. Основным тормозом для выхода из кризиса ее назвали 60% экспертов. Как поясняют авторы доклада, сейчас негативная роль коррупции многократно возрастает из-за ограничений финансирования, и "борьба с коррупционными схемами должна стать стратегической задачей для России на два-три года". Влияние внешней политики, инфляции и снижения спроса отметили от 40% до 50% экспертов.
Мнение экспертного сообщества о том, как следует выходить из кризиса, при текущем уровне нефтяных цен выглядит как признание очевидного неизбежным: экономисты выступают за отказ от "коротких" нефтяных сверхприбылей в пользу развития производственных отраслей и наращивания выпуска. При этом в первую очередь необходимо обеспечить высокое качество ресурсов — квалификацию кадров, качество бизнес-планирования и регламентацию бизнес-процессов, внедрение инноваций. Второй по степени влияния на рост экономики стала группа эффективных межотраслевых решений концептуального характера для запуска роста в отраслях экономики. Влияние политики эксперты оценивают довольно низко: роль государства как регулятора рассматривается специалистами как сугубо вторичная.
Наиболее важной отраслью для построения более эффективно действующей экономической системы свыше половины экспертов (51%) назвали развитие малого и среднего бизнеса. Уже к этапу оживления "целесообразно создавать индустриальные парки в различных сегментах рынка и инвестировать в человеческий капитал", поясняет один из авторов доклада Николай Калмыков. Достаточную высокую оценку получила и практическая реализация антикоррупционных программ (45%). О необходимости развития сельхозотрасли заявили 40% опрошенных, более трети отмечают важность внедрения инноваций (36%) и привлечения инвестиций в российскую экономику (38%). На модернизацию энергетики, развитие транспорта и международного туризма в России эксперты уже не надеются — их выделили не более 10% опрошенных.