Хунвейбины становятся трендом

Казаки проверят петербургские магазины на предмет санкционных продуктов. Представители православного союза казаков «Ирбис» намерены проводить регулярные рейды в сетевых магазинах, а при обнаружении запрещенных к ввозу продуктов вызывать полицию. Инициативы казаков в дальнейшем могут грозить неприятностями и для действующей власти, которая сейчас им фактически покровительствует, считает политолог Георгий Бовт.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Публичное уничтожение еды, отдающее абсурдом, побуждает к активности людей в том числе не совсем адекватных. Они возбуждаются и не хотят остаться в стороне. Беспокойным натурам хочется подбросить, так сказать, дровишек в очередной костер инквизиции. Феномен социальной или политической шизофрении, конечно, требует тщательного изучения: насколько обывательский мозг устойчив или, напротив, податлив довлеющей официальной пропаганде?

В любом обществе ведь найдутся люди, которые завсегда готовы присоединиться к погрому. Это своего рода проявление «гражданского активизма». Уж какой есть.

В Петербурге некие казаки из союза «Ирбис» провели рейды по супермаркетам в поисках «запрещенной еды», чтобы сигнализировать о ней соответствующим органам. Появившиеся в интернете фотографии усиливают впечатление происходящего абсурда. Но то ли еще будет. Ведь разве такая «гражданская активность» нам в новинку? Про сталинское время вот вспоминается сакраментальный вопрос: «А кто написал 4 миллиона доносов?» А потом, уже в годы так называемой «оттепели», дружинники «стиляг» вылавливали на улицах. Но то дружинники — люди, в советское время наделенные все же неким статусом. Казаки у нас вроде тоже в каком-то законе. Но механизм принятия решения относительно рейдов по магазинам не вполне понятен.

Подобного рода «гражданская активность» у нас по факту вовсе не всегда пользуется столь смиренной терпимостью со стороны властей.

Скажем, проведи некие «казаки» рейд по выявлению вызывающе роскошной резиденции высокопоставленного чиновника – вряд ли они действовали бы в обстановке такого же попустительства, как в «идейно чуждом» магазине «Ашан».

То есть, получается, правоохранительные органы каким-то шестым чувством улавливают, какие акции, при всей сомнительности их соответствия закону, позволительны, а какие надо строго пресекать еще на дальних подступах «гражданских активистов» к месту действа. Скажем, действия неких «православных активистов», а проще говоря, погромщиков в Манеже видятся скорее «идейно дружескими», посему с официальной карательной реакцией на них будут годить как можно дольше, предпочитая спустить дело на тормозах. А вот если же нечто подобное затеют те, кого кличут «либерастами», будьте уверены – свинтят в две минуты, а то еще и «двушечку» впаяют.

Получается, балансирующим на грани шизофрении и неадекватности «неравнодушным», но правильно, в нынешнем тренде идейно мыслящим «хунвейбинам» практически сознательно открывают коридор возможностей, давая свободу рук, слов и действий. Однако опыт истории показывает: хунвейбинов и погромщиков легко породить, думая, что ты всегда сможешь их окоротить и «вернуть в стойло», но затем на практике выясняется, что, войдя во вкус, они могут стать опасными в том числе для самого породившего их режима. Особенно когда им начинает казаться, что они сами «творцы истории» и творят при этом правое дело.

Вся лента