Алексей Улюкаев просит права вето
Для роста ВВП Минэкономики нужны тарифные полномочия
Глава Минэкономики Алексей Улюкаев написал премьеру Дмитрию Медведеву письмо с предложением остановить концентрацию тарифных полномочий в ФАС. По мнению министра, для возврата к экономическому росту следует жестче контролировать аппетиты инфраструктурных монополий, а для этого часть новых полномочий ФАС нужно передать Минэкономики и неназванному контрольному органу в правительстве. По данным "Ъ", новая редакция положения о ФАС, которое определит механизма принятия решений по тарифам, уже на этой неделе будет обсуждаться на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Как и предполагал "Ъ" (см. номер от 17 июля), после поглощения Федеральной службы по тарифам Федеральной антимонопольной службой (ФАС), роль основного оппонента создаваемого тарифного мегарегулятора взяло на себя Минэкономики. Вчера стало известно, что Алексей Улюкаев обратился к Дмитрию Медведеву с предложением наделить представителей его ведомства в правлении ФАС правом вето на принимаемые тарифные решения. Министр заявил о недопустимости отказа от "принципа коллегиальности при принятии ключевых решений регулятора",— говорится в документе, который цитирует "Интерфакс".
Коллегиальность, которую хочет сохранить глава Минэкономики, в ФСТ обеспечивал состав правления службы. В него входили пять представителей самой ФСТ, два — Минэкономики, по одному от Минстроя, Минэнерго, Минсвязи и Минтранса и ФАС. По этой схеме при объединении ФАС и ФСТ в правлении оказались бы шесть представителей службы из 12. Отмечая это, Алексей Улюкаев ссылается на проект нового положения о правлении (ФАС пока не публиковала его на сайте раскрытия информации о подготовке регуляторных документов). В нем численность представителей службы "увеличена до большинства, обеспечивающего единоличное принятие всех решений без учета позиций других ведомств". "Вызывает обеспокоенность тенденция к монополизации функций регулирования инфраструктурных отраслей в рамках одной службы",— говорится в письме министра.
Спор ведомств обсуждением конструкции правления не ограничивается. Мотивируя необходимость повышения роли Минэкономики в тарифной политике, господин Улюкаев отмечает, что она оказывает "влияние на конкурентоспособность реального сектора экономики" — и ориентиром для монополий должно быть улучшение качества экономического роста за счет "торможения инфляции посредством повышения эффективности производства и снижения затрат". По оценкам ведомства, с 2008 года рост тарифов в РФ составил на железнодорожном транспорте 92%, в энергетике — 109-127%, на рынке газа — 178-211%, что мешает экономическому развитию: в отдельных отраслях расходы на услуги монополистов составляют более 20% цены продукции.
Ради возвращения роста Минэкономики предлагает разделить тарифные полномочия на нормотворчество, правоприменение и контроль исполнения принятых решений. Нормотворческие и макроэкономические функции должно выполнять Минэкономики, ФАС министр предлагает оставить правоприменение, а контроль передать "независимому от ФАС органу государственной власти".
В ФАС сообщили, что "ознакомились с предложениями Минэкономики", но комментировать их не будут. На вопрос о том, может ли быть пересмотрен состав правления, собеседник "Ъ" ответил, что служба "безусловно, сохранит правление как координационный орган" в своей дальнейшей деятельности, но "конфигурация его, скорее всего, претерпит изменения. Какие именно — сейчас обсуждается". Еще один источник в ФАС посетовал, что служба в настоящее время ощущает "плотное противодействие" Минэкономики — "все требующие согласования предложения ФАС получают его отрицательные отзывы".
Видели письмо министра и в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего ФАС и Минэкономики — но комментировать его отказались. Однако, по данным источника "Ъ", на совещании по вопросам ФАС, которое пройдет у первого вице-премьера на этой неделе, будет обсуждаться и новое положение об этой службе.
По мнению старшего научного сотрудника РАНХиГС Вадима Новикова, предложение Минэкономики противоречит идее независимости тарифного органа — министерство отвечает за экономический рост и может быть заинтересовано в заморозке тарифов естественных монополий по политическим причинам. "Решения же такого органа должны быть ориентированы на возмещение компаниям вложенных средств",— говорит он.
С другой стороны, возражает доцент кафедры теории и практики госуправления Высшей школы экономики Павел Кудюкин, реформа 2004 года в России предполагала наличие трех типов органов исполнительной власти (министерство-служба-агентство), и предложение господина Улюкаева о передаче нормотворчества от службы министерству ей соответствует. Что же касается контрольных полномочий, то создание для контроля отдельного третьего органа было бы слишком затратным,— говорит эксперт. Впрочем, реформа 2004 года не была реализована до конца, и ситуация со смешением полномочий есть во многих отраслях госуправления. "Можно посмотреть на медицинскую сферу, где есть Федеральное медико-биологическое агентство, которое сейчас обладает как надзорно-контрольными функциями, так и агентскими (оказание услуг). Похожим образом устроено Минобрнауки, которое обладает еще и агентскими функциями, и Минсельхоз",— отмечает он. Впрочем, полагает господин Кудюкин, сейчас у Алексея Улюкаева есть достаточный административный вес, чтобы убедить правительство решить вопрос о полномочиях в свою пользу.