«Нас ждет 1929 год или даже хуже»
Экономист Михаил Делягин в интервью «Ъ FM»
Понедельник в Сети окрестили "черным": на основных мировых фондовых площадках наблюдается падение. Нефть рекордно дешевеет. Рубль обвалился к доллару и евро. О том, что будет с мировой экономикой, и как новая экономическая реальность повлияет на политическую, ведущий "Коммерсантъ FM" Анатолий Кузичев поговорил с экономистами.
«Китай снимает мировую экономику со своих плеч»
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин о том, что происходит в России и в мире: «Наверное, для Банка России это очень добрый вечер. ЦБ нужно было объективно девальвировать рубль к концу года просто потому, что иначе экономический спад в нашей стране, в том числе из-за его собственной политики, превысил бы 5%, а это уже политически было бы опасно. А тут такая радость, мировые рынки падают, нефть дешевеет — замечательно. Как раз под это дело можно было воспользоваться ситуацией, вот они и воспользовались».
«Китай тормозится. Он снимает мировую экономику со своих плеч, которую он держал подобно Атланту. Все, кто привык спекулировать на его бурном и стремительном росте, чувствуют себя очень плохо и начинают проваливаться. Это не значит, что мы прямо сейчас сорвемся в глобальную депрессию, но мы ощутили ее дыхание на себе вполне сильно. Впереди у нас — 1929 год или даже похуже».
О влиянии экономической реальности на политическую: «У нас огромные возможности модернизации инфраструктуры, за ее счет мы можем лет десять жить безбедно и спокойно, но для этого нужно начать что-то делать, а с этим большие проблемы у нашего руководства. Для этого нужна не только политическая воля, для этого нужно уже какой-то мозг в голове иметь. Резкое ухудшение экономической ситуации всегда меняет ситуацию политическую. Нужно заменить могильщиков экономики, которые доказали уже, что они могильщики, на людей, которые будут хотя бы пытаться что-то построить. Могильщики — это либералы, то есть это люди, которые от имени государства проводят политику, ориентированную на обслуживание интересов глобального бизнеса, а не российского народа. С моей точки зрения, если по фамилиям, то это Набиуллина, Юдаева, Медведев, Улюкаев, Дворкович, Шувалов».
«Нефть перепродана»
Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик об общей экономической ситуации в мире: «Я думаю, она достаточно серьезно ухудшается на фоне того, что практически со стороны всех основных мировых финансовых центров мы видим существенные риски для мировой финансовой стабильности. Со стороны США это фактор повышения процентных ставок, со стороны Европы остаются долговые риски. Самый главный риск сейчас исходит из Китая».
«То, что мы видели, скажем, год-два назад или даже несколько месяцев назад, сейчас очень быстро меняется. Восприятие рынка и прогнозы сейчас динамично корректируются на фоне того, что все-таки Китай — это, наверное, ключевой якорь, который держал до сих пор во многом мировую экономику».
О динамике цен на нефть и курса рубля: «В среднесрочной перспективе возможно некоторое восстановление цен на нефть. В течение нескольких лет мы прогнозируем от $60 до $65 за баррель. При сохранении этой волатильности рубля перспектив для какого-то значительного отката, наверное, немного. Если цены на нефть стабилизируются, если они уходят на уровень $60, то к концу года мы можем опять оказаться в коридоре от 55 до 60».
Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев о том, что происходит на глобальных рынках: «Это идеальный шторм. Я думаю, что все крупные экономики в каком-то виде останутся. Если брать нас, то нефть перепродана. Даже если наш регулятор не будет вмешиваться, а непонятно, почему он не вмешивается, то я считаю, что и Brent, и рубль закончат год где-то на уровне 55-60. Все-таки все очень перепродано. Если у нас все будет плохо, то я думаю, что у нас будет административное регулирование, какие-то ограничения по движению капитала, но на граждан это не распространится».
О том, что должны сделать ЦБ и правительство: «ЦБ должен вернуть ключевую ставку на уровень годовой инфляции — где-то 15%, повысить нормы обязательного резервирования для банков и, видимо, проводить интервенции. Но главное должен сделать не ЦБ, а правительство. Это обязательная продажа экспортной выручки в размере 75%. Плюс госкомпании и компании, близкие к государству, должны рубль поддержать. Главное — Фонд национального благосостояния, Резервный фонд, а это более $120 млрд».
Прогноз по курсу рубля и ценам на нефть: «К Новому году Brent будет где-то 55-60. Соответственно, рубль тоже будет где-то 55-60. При этом я считаю, что на фоне повышения ставки и ухода от рисков мы увидим евро и доллар близко к паритету, то есть евро будет чуть-чуть дороже доллара».
О влиянии новой экономической реальности на политическую: «Да, это повлияет на политическую реальность. В плане перестановок на рынке есть слухи о том, что господин Якунин — это первая ласточка. Еще ходят слухи о том, что госпожа Матвиенко может стать премьер-министром, а Дмитрий Медведев возглавит "Газпром"».
«Все боятся, что Китай станет катализатором, который потянет за собой развитые рынки»
Заместитель председателя правления Института развития финансовых рынков Валерий Петров о том, что происходит: «Это преддверие паники, которая сейчас в первую очередь охватила рынки развивающихся стран. Есть высокая вероятность, что это может перейти на развитые фондовые рынки. Источник паники — непредсказуемость развития мировой экономики на фоне общего снижения уровня потребления, которое, с одной стороны, не позволяет восстановить те уровни производства, которые были хотя бы до 2008 года, с другой стороны, совершенно непредсказуемое поведение основных производственных мощностей на развивающихся рынках, прежде всего, в Китае. Все боятся, что Китай станет тем катализатором, который за собой потянет и развитые рынки, потому что все те положительные макроэкономические показатели, которые мы видим в США и в Европе, носят искусственный характер. Китай — первое слабое звено. Если оно рухнет, никто не сможет сказать, что будет».
О том, почему Китай — слабое звено: «Надо смотреть на развитие ситуации в динамике. Четко видно, что идет прямая поддержка со стороны государства как фондовых, так и финансовых рынков. Мы видим, что тот финансовый пузырь, который образовался в Китае, то есть, с одной стороны, большое количество заработанных денег, которые были инвестированы в недвижимость, в дорогие товары, совершенно не соответствует тем реальным производственным перспективам, которые есть в стране. Коррекция практически неизбежна. Изменение курса юаня стало первым очевидным шагом на пути этой коррекции. Это стало официальным подтверждением того предчувствия, которое охватило всех инвесторов».
Прогнозы по стоимости нефти и рубля: «До Нового года цена нефти — от $35 до $40. Курс рубля никто не возьмется предсказывать, разброс может быть от 70 до 100. В ближайшие пару лет произойдет однозначная стабилизация, потому что период низких цен на нефть достаточно краткосрочный, думаю, за полгода он закончится».