Плавучая АЭС уходит в туман
"Росатом" готов корректировать параметры проекта
"Росатом" может кардинально изменить проект новых плавучих атомных электростанций (ПАТЭС). В госкорпорации полагают, что выпускать ПАТЭС, подобные той, которая сейчас строится на Балтзаводе, "очень дорого", и могут перейти к более компактной модели — без хранилища отработанного топлива и жилого модуля. При этом, учитывая "экспериментальный характер" первой ПАТЭС, окончательные сроки ее сдачи и бюджет остаются "плавающими". Несмотря на соглашение с Балтзаводом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Росатоме" признают, что на достройку и испытания потенциально есть время до 2019 года.
О том, что "Росатом" может существенно изменить проект ПАТЭС, которые будут строиться в будущем, "Ъ" рассказал замгендиректора концерна "Росэнергоатом" (РЭА, заказчик судов) Сергей Завьялов. "Строящаяся сейчас ПАТЭС — это экспериментальный референтный образец, в будущем столь металлоемкие, насыщенные оборудованием изделия нас устраивать не будут, это очень дорого",— пояснил он. По его словам, РЭА будет "оптимизировать технические решения, создавать объекты в несколько раз меньшие по водоизмещению, отказываться от ряда функций, например хранилища отработанного топлива, перегрузочного оборудования, жилого модуля, создавать изделия именно для выработки электричества, возможно, даже без тепла". Диапазон мощностей ПАТЭС нового проекта может быть 200-500 МВт (впрочем, источники "Ъ" в отрасли уверяют, что для этого потребуется новый тип реакторов), срок изготовления можно будет сократить до 40% и производить их, "по сути, конвейерной сборкой". Господин Завьялов подчеркнул, что время для того, чтобы определиться с проектом следующей ПАТЭС, еще есть: первая станция потребует смены на другую через десять лет. В "Росатоме" не исключают и появления заказчиков, которым потребуется именно ПАТЭС нынешнего проекта.
Первая ПАТЭС мощностью 70 МВт должна заместить выбывающие мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ на Чукотке (хотя источники "Ъ" уточняют, что единственным производителем электроэнергии для региона ПАТЭС быть не может). Станция строится на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтзаводе. Проект изначально шел сложно. В 2006 году контракт на ПАТЭС получил "Севмаш", но из-за задержек по срокам в 2009 году РЭА передал заказ Балтзаводу, входившему тогда в Объединенную промышленную корпорацию Сергея Пугачева. Сроки сдачи сдвинулись с 2010 на 2012 год, а в 2011 году на фоне банкротства Межпромбанка и исков к Балтзаводу на заказ был наложен арест. В конце 2011 года завод перешел под контроль ОСК, в декабре 2012 года Балтзавод и РЭА заключили контракт на достройку ПАТЭС, по условиям которого станция должна быть сдана в сентябре 2016 года. Финальная стоимость ПАТЭС, изначально составлявшая 9,8 млрд руб., выросла до 21,5 млрд руб.
Но в "Росатоме" говорят, что с учетом экспериментального характера первой ПАТЭС сроки ее достройки, испытаний и окончательный бюджет могут оказаться "плавающими". Сергей Завьялов сообщил, что заказчик ориентируется на то, что ПАТЭС должна прийти в Певек в 2019 году, а в 2021 году будет включена в сеть. Он отметил, что сейчас готовность энергоблока "до 70%". С учетом того что работы по ПАТЭС неоднократно останавливались, на достройку "потребуется еще год-полтора, но если возникнут технические сложности, то мы будем корректировать график",— заявил топ-менеджер. Но президент ОСК Алексей Рахманов сообщил "Ъ", что Балтзавод завершит все работы по достройке ПАТЭС в установленный контрактом срок. Сейчас "Росатом" при финансировании работает с судостроителями "по принципу открытой книги". "Мы обеспечиваем финансирование по затратам, жестко контролируем закупки и в итоге получим объективную картину стоимости изделия",— отметил Сергей Завьялов. По его словам, стоимость ПАТЭС будет "как минимум на 30% ниже, чем головного атомного ледокола ЛК-60". Стоимость ледокола составляет 36,9 млрд руб., то есть речь может идти о сумме около 25 млрд руб. Но господин Завьялов добавил: "Мы находимся в пределах 20 млрд руб.", отметив, что серьезного удорожания ПАТЭС из-за девальвации рубля нет, доля импорта комплектующих минимальная.
Надежда Малышева из PortNews отмечает, что, учитывая сложную судьбу ПАТЭС и внимание со стороны государства, для ОСК "в любом случае принципиально сдать ПАТЭС в четкие сроки и качественно". Госпожа Малышева отмечает, что при этом сильно скорректировать стоимость ПАТЭС, скорее всего, не получится: цена и так была существенно проиндексирована, а "Росатом" зависит от бюджетного планирования. Эксперт добавляет, что серьезное изменение проекта однозначно потребует дополнительных инвестиций со стороны "Росатома" и может сдвинуть сроки размещения следующего заказа.