"В целях укрепления личного состава экипажей"
Каких советских граждан опасалось руководство СССР
С 1947 года в СССР начала разворачиваться пропагандистская кампания, целью которой оказались сначала те, кто якобы преклоняется перед Западом, а в следующем году "безродные космополиты". В числе первых пострадавших в ходе этой акции оказались советские моряки иностранных национальностей, многие из которых были награждены за свои подвиги во время войны.
За три десятилетия существования советской власти те руководящие работники, которые смогли без больших потерь пережить репрессии или поднялись на командные высоты управления уже после них, привыкли правильно, как требовали партия и правительство, реагировать на все инициативы свыше. Развернулась антизападная кампания, нужно найти агентов Запада, проникших в ряды советских граждан, и образцово-показательно наказать. Правда, большинство тех, кто имел родственников за границей или иностранное подданство, уже были арестованы, осуждены или в лучшем для них случае высланы. Но при желании подходящую жертву можно найти всегда.
В конце 1947 — начале 1948 года, например, были арестованы капитаны дальнего плаванья — испанцы-республиканцы, которые после поражения в гражданской войне 1936-1939 годов волею судеб оказались в СССР. Один из них, Э. Э. Монтилья, обвинялся в антисоветской агитации и пропаганде. Как следует из протоколов его допросов, в вину ему ставили даже то, что он не сразу принял советское гражданство:
"Во-первых, я являюсь по национальности испанцем и гражданином Испанской республики, т. е. испанским подданным; во-вторых, я был и остаюсь преданным испанскому республиканскому правительству и считаю, что нахожусь в его распоряжении. Готов выполнять любые поручения этого правительства. Советское гражданство, которое я принял в 1945 году, является для меня вынужденным мероприятием, поскольку меня, как не имеющего гражданства, не допускали в СССР к самостоятельному плаванию капитаном, мне ничего не оставалось, как принять советское гражданство, этим улучшить свое положение. Что я и сделал.
Вопрос: Следовательно, вы приняли советское гражданство в карьеристических целях?"
Доклады о таких потенциальных изменниках подвигли партийное руководство к принятию решения Политбюро ЦК ВКП(б) "О лицах иностранных национальностей, работающих на судах, предприятиях и в учреждениях Министерства морского флота", которое гласило:
"В целях укрепления личного состава экипажей судов, особенно судов заграничного плавания, а также состава работников пароходств и портов Министерства морского флота ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Обязать и. о. министра морского флота (т. Новикова):
а) освободить от работы на судах заграничного плавания всех лиц иностранных национальностей;
б) немедленно освободить всех лиц иностранных национальностей от работы в радиоцентрах и телефонных станциях, в диспетчерских пароходств, портов и агентств, на службах эксплуатации флота;
в) в 3-месячный срок заменить лиц иностранных национальностей, работающих на судах каботажного плавания, в управлениях пароходств, портах, проектных организациях, научно-исследовательском институте, учебных заведениях, а также занимающих инженерно-технические и административные должности в промышленных предприятиях и строительных организациях морского флота;
г) указанные в пунктах "а", "б" и "в" меры не распространять на Дунайское пароходство, где разрешено иметь на службе работников из национальностей стран новой демократии.
2. Обязать Министерство морского флота впредь не допускать приема на суда, предприятия и в учреждения морского флота лиц иностранных национальностей".
Министерство незамедлительно выполнило приказ, и в число пострадавших попал знаменитый капитан дальнего плавания К. И. Мощинский, который в 1941 году руководил уникальной операцией по вывозу паровозов из осажденной Одессы, а в 1942 году был тяжело ранен во время боевой операции. Его заслуги все же учли и не уволили, а назначили капитаном землечерпалки.
После смерти Сталина все уволенные капитаны начали настоятельно просить о восстановлении на службе, и заместитель министра морского флота СССР Ю. В. Савинов 14 марта 1955 года докладывал в ЦК КПСС:
"В 1948 году по приказу Министра морского флота СССР от 9 октября 1948 года N498-сс, изданного в соответствии с Постановлением Политбюро ЦК КПСС, были уволены из системы Министерства все лица иностранных национальностей.
В данное время часть моряков, уволенных по этому приказу, обращается в ЦК КПСС, Совет Министров и Министерство с жалобами на неправильное их увольнение и просят восстановить их на работе в системе Министерства морского флота.
Были уволены из системы Министерства все лица иностранных национальностей
В Министерство поступили жалобы бывших капитанов Черноморского пароходства Мощинского К. И., Сариева Д. С., Слипко Р. Ю. и механика Звороно А. И.
Капитан Мощинский К. И. по национальности поляк, член КПСС с 1926 года, на морском флоте работал с 1921 года, с 1937 года работал капитаном на судах дальнего плавания, в период Отечественной войны успешно выполнял ряд ответственных поручений по снабжению боеприпасами и снарядами боевых подразделений в городах Одессе и Севастополе в период их блокады.
За проявленное мужество и доблесть Мощинский награжден орденом Ленина, орденом "Знак Почета" и медалями "За оборону Севастополя", "За оборону Одессы", "3а победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
Капитан Сариев Д. С. по национальности грек, член КПСС с 1930 года, работал капитаном на судах дальнего плавания с 1937 года. За выполнение заданий военного командования в период Отечественной войны награжден орденом Отечественной войны I степени и тремя медалями.
Капитан Слипко Р. Ю., 1901 года рождения, его отец был подданным Австро-Венгрии, член КПСС с 1926 года, на морском транспорте работал с 1921 года. За время работы характеризуется положительно, награжден орденом Красной Звезды и двумя медалями.
Механик Звороно А. И. по национальности грек, член КПСС с 1941 года, на морском транспорте работал с 1934 года. За время работы на судах Черноморского пароходства зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом, награжден орденом Отечественной войны I степени и четырьмя медалями".
Писал Савинов и о капитанах-испанцах:
"Кроме того, в Министерство обратились с просьбой о восстановлении на работе в морском флоте бывшие капитаны Черноморского пароходства Эрнандес P. P. и Монтилья Э. Э., испанцы по национальности, освобожденные из заключения в связи с полной их реабилитацией.
Капитан Эрнандес Рохелио Рохелиевич 1899 года рождения, беспартийный, окончил морскую Академию в Испании. С 1936 по 1939 год работал капитаном парохода "Исладе Тран Капория" (правильно Isla de Gran Canaria.— "История") Испанского Республиканского флота. Этот пароход совершал регулярные рейсы между постами Республиканской Испании и Советского Союза. В 1939 году Эрнандес P. P. сдал судно Советскому Союзу и был принят на работу в Азовское пароходство. В период оккупации гор. Одессы Эрнандес P. P. оставался на временно оккупированной территории. После освобождения Одессы вновь был принят в Черноморское пароходство и работал до 1948 года капитаном теплохода "Котовский". В 1948 году Эрнандес P. P. был арестован и осужден. В феврале 1955 года из заключения освобожден с полной реабилитацией. По работе в Черноморском пароходстве Эрнандес P. P. характеризуется положительно.
Капитан Монтилья Эскудеро Эугенио 1896 года рождения, член Коммунистической партии Испании с 1940 года, окончил морской институт и морскую Академию в Испании. С 1937 года командовал вспомогательным крейсером "Сан-Августин" Республиканского флота Испании. В 1939 году после передачи этого судна Советскому Союзу Монтилья был принят на работу на морской флот и плавал в качестве капитана на судах Азовского, Дальневосточного и Черноморского пароходств. По работе характеризуется положительно. В феврале 1948 года Монтилья Э. Э. был арестован и находился в заключении. В октябре 1954 года был освобожден с полной реабилитацией".
Казалось бы, следовало отменить решение Политбюро и вернуть на работу всех сотрудников Министерства морского флота, уволенных незаконно по национальному признаку. Но тогда нужно было восстанавливать справедливость и в отношении других пострадавших в ходе антизападной кампании. Поэтому министерство и ЦК пошли по другому пути:
"В связи с тем,— говорилось в справке отделов ЦК КПСС,— что указанные лица характеризуются положительно, считали бы возможным разрешить Министерству морского флота восстановить на работе в указанном министерстве тт. Мощинского, Сариева, Слипко, Звороно, Монтилья и Эрнандеса с использованием их по специальности на судах каботажного плавания во внутренних бассейнах или в береговых организациях.
Председатель Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР т. Серов с этим предложением согласен".
Ничего странного в этой полумере — вернуть на флот только жаловавшихся, но не пускать их за границу — не было. Глупости, сделанные в угоду политической конъюнктуре, крайне сложно признавать и неприятно исправлять.