Спрос по карточкам
Ольга Филина: правительство придумало, как поддержать отечественный ВВП, помогая малоимущим
На подходе очередное российское ноу-хау: правительство придумало, как с помощью малоимущих слоев населения поддержать отечественное сельское хозяйство. Весь секрет, оказывается, в "продовольственных карточках". Что это за новация, разбирался "Огонек"
Национальной системы адресной продовольственной помощи еще не существует, а на нее уже потратили 4,5 млн рублей: во столько заинтересованному ведомству — Минпромторгу — обошлась одна только разработка "аналитических материалов" для обоснования программы. Но оно и понятно, задумка серьезная. Предлагается в масштабах всей страны снабдить малоимущих россиян специальными "продуктовыми картами", на которые будут начисляться целевые деньги для покупки еды, причем еды только отечественного производства. Инициатива, о которой стали говорить еще прошлой осенью, наконец-то дошла до правительства и, как надеются разработчики, вскоре будет одобрена.
Страна, конечно, знала много вариантов помощи малоимущим, но оригинальность нового проекта, как утверждают его инициаторы, — в умелом совмещении двух приоритетных тем: поддержки населения в кризис и развития отечественного сельского хозяйства. В Минпромторге уверены: при правильном подходе от такой помощи будет одна выгода, а каждый вложенный рубль принесет два или даже более рубля дополнительного роста ВВП.
— Это достигается следующим образом: покупатель сам решает, где приобрести товары по программе (таким образом поощряется эффективный магазин), какие именно из предлагаемых товаров приобрести (таким образом поощряется эффективный товаропроизводитель). Товаропроизводитель, в свою очередь, является заказчиком для производителей оборудования, кормов, удобрений, семян и т.д.,— сообщил "Огоньку" Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ.— Получается целая цепочка. Поэтому в данном случае вопрос эффекта напрямую связан с объемом финансирования: любой рубль важен, и чем их больше, тем сильнее раскрутится этот маховик.
Впрочем, откуда брать эти рубли, ведомство пока не знает, но предполагает, что финансировать программу могут совместно федеральный и региональные бюджеты, а если дело пойдет успешно, к софинансированию привлекут и самих граждан по принципу: кладешь 1 рубль — получаешь от государства еще 50 копеек. Все спорные вопросы, беспокоящие критиков проекта (как определить, каким гражданам помогать, как понять, какие продукты включать в списки), ведомство планирует отдать на откуп региональным властям. Они же определят и реальный объем помощи, в зависимости от экономической ситуации на местах.
Согласно имеющемуся сейчас проекту Минпромторга, система должна работать следующим образом: человек подает заявку на участие в программе, с ним проводят собеседование, изучают документы, подтверждающие право на соцподдержку. Потом выдают обычную пластиковую карту, на которую ежемесячно будет перечисляться фиксированная сумма денег. Эти деньги нельзя обналичить, нельзя копить (они "сгорают" в конце месяца), нельзя на них покупать что-либо, кроме установленного перечня товаров. А он будет любопытным, рассчитанным на "поддержку здорового питания": никаких вам макарон и гречки, которыми можно запастись впрок, в основном скоропортящиеся товары местного производства.
— Ведь смысл программы — помочь социально приоритетным категориям граждан улучшить питание,— уверен Виктор Евтухов.— Их основная проблема — не голод, а недостаток в рационе свежих и полезных продуктов.
О том, что министерство при таком подходе выступает еще и директивным диетологом, никто не говорит. Зато разработчики уточняют: восполнить недостаток свежего и полезного в рационе граждан призваны отечественные сельхозпроизводители, поставляющие свои продукты в розничные сети,— участники программы. По идее, любой магазин сможет принимать "продуктовые карты", но для этого ему придется подключиться к единой процессинговой системе (сколько это будет стоить, до сих пор неясно), а также разместить на видном месте информацию "Мы принимаем продуктовые карты".
— Звучит, конечно, хорошо, но на деле отличить "отечественные" товары от "неотечественных" не так-то просто,— считает Андрей Сизов, исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон".— Например, российские колбасы, которые планируется включить в список Минпромторга, изготавливаются вовсе не из отечественного сырья. И как тут будет работать "маховик", на который ссылается ведомство? Кроме того, непонятно, как интегрировать в систему торговли этот нерыночный принцип деления на "свои" и "чужие" продукты, кто будет компенсировать ритейлерам расходы на подключение к процессинговой системе... Вопросов очень много.
Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики, отмечает другое: бизнес к инициативе отнесся с интересом. Если государство реально за нее возьмется, самые активные игроки смогут выиграть. К тому же несколько похожих пилотных проектов в регионах зарекомендовали себя хорошо.
Идея выдавать населению целевые карточки и в самом деле в последнее время нашла многочисленных сторонников среди руководителей субъектов РФ. В Тульской и Новгородской областях, например, введены специальные скидочные карты для малоимущих: предъявляешь их в магазинах — участниках социальной программы и покупаешь продукты из установленного перечня по цене на 10 процентов ниже. В Кировской области уже с 2013 года поддерживают многодетные семьи "продуктовыми картами", на которые ежемесячно начисляется тысяча рублей. В региональную программу включилось 44 местных производителя с весьма обширной линейкой товаров. И Москва не отстает: здесь и электронные продовольственные сертификаты для малоимущих, и сертификаты ветеранам для приобретения "товаров обыденного пользования", а с октября в одном из округов стартует новый проект — электронные сертификаты на товары для детей... Того и гляди не останется товаров, на которые еще не придуманы карточки! Так что у Минпромторга — присмотрись он получше к регионам — предвидится большое поле для социальных инициатив.